Легенда Советского цирка Михаил Туганов

Легенда Советского цирка Михаил Туганов (1900 — 1974).

____________________________________________________

Он не только был блистательным артистом, но и бесстрашным воином, который вместе со своим ансамблем донских казаков прошел всю войну и встретил день Победы в Берлине.

Михаил Туганов – создатель конного аттракциона «Джигиты Северной Осетии, основатель славной цирковой династии. Эстафету отца подхватила его дочь – Дзерасса Туганова, которая с 1962 года на протяжении многих лет возглавляла аттракцион джигитов «Иристон».

Михаил Туганов родился 2 августа 1900 года во Владикавказе. Сын крестьянина одной из терских станиц, М. Туганов с раннего детства пристрастился к конному спорту. Его двоюродный брат Асланбек Туганов был первоклассным наездником, победителем многих конных соревнований, устраивавшихся в праздничные дни в окрестностях Владикавказа. Асланбек стал обучать маленького Мишу искусству верховой езды, развивая в нем смелость, находчивость, умение не теряться в трудную минуту. Михаил Туганов научился всем приемам джигитовки и не раз выходил победителем сперва в аульных, а затем и в районных соревнованиях.

В начале 1920 года Туганов вступил добровольцем в 3-й Терский полк кавбригады и более года прослужил в Красной Армии. Здесь он еще больше отточил свое мастерство.

Как-то после демобилизации молодой Туганов поехал в Ростов-на-Дону. У цирка Буля его внимание привлекли яркие плакаты, изображавшие известного кавказского джигита Алибека Кантемирова на вздыбленном коне. Вечером Туганов рассеянно смотрел выступления акробатов, жонглеров и клоунов, с нетерпением ожидая появления Алибека Кантемирова. Заиграла музыка, прожектора скрестили свои лучи на занавесе форганга, и на арену вылетел Кантемиров. Он мгновенно осадил коня и вздыбил его. Цирк загремел аплодисментами. Кантемиров мастерски работал один, и с каждым его новым замечательным трюком у молодого Туганова все горячее играла горская кровь. Он даже не представлял, что умение ездить верхом можно довести до такого виртуозного искусства.

Встреча с Алибеком. Кантемировым решила судьбу Михаила Туганова. Перед ним больше не вставал вопрос, «кем быть»… Вместе с Кантемировым молодой наездник Туганов стал разъезжать по циркам юга России, демонстрируя парную джигитовку. Прошло три года. Работа с крупнейшим мастером цирка многому научила Туганова, и он задумал создать собственный номер совместно со своим братом Абреком. В 1925 году на рекламных стендах цирков появились афиши и плакаты, извещавшие, что скоро начнут свои выступления «Сыны гор братья Тугановы». Гастроли молодых джигитов пользовались успехом.

Но только два года Михаил проработал с Абреком. В Златоусте во время джигитовки Абрек во весь рост стоял на мчавшемся коне. В какое-то мгновение конь поскользнулся, падая, Абрек ударился о барьер манежа и сломал себе позвоночник. Вскоре он скончался. Оставшись один, Туганов поехал в Северную Осетию. Здесь, в аулах, он подобрал лучших наездников-горцев и вместе с ними подготовил конный аттракцион «В горах Кавказа».

Туганов стал выступать в цирках с демонстрацией высшей школы верховой езды. В 1939 году М. Туганов задумал создать новый аттракцион. Из лучших наездников-казаков в станицах он собирал самых ловких и лихих, таких же, как и он в дни своей молодости, победителей соревнований. Немало сил пришлось затратить на подготовку этого «Донского казачьего ансамбля».

И вот, наконец, в Москве состоялись первые выступления. Не только рядовые любители цирка, но и профессионалы отмечали исключительно высокий уровень конной работы ансамбля, построенной в духе лучших казачьих традиций. Глубокий патриотизм, мужество и сила, ловкость и удаль — вот что отличало это глубоко народное зрелище. Гастроли казачьего ансамбля проходили с огромным успехом. Неожиданное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину всколыхнуло весь советский народ. Все, кто мог носить оружие, становились на защиту своей священной земли.

После представления 22 июня 1941 года, когда отгремели аплодисменты зрителей и казаки остались одни, Туганов собрал их на манеже. — В цирке нам нечего делать, — заявил он.— Свою удаль и лихость, свое казачье мастерство надо применить на фронте, в борьбе с врагом… Я иду добровольцем на фронт… Кто со мной?.. Все казаки подняли руки, весь состав вызвался идти в армию. Через некоторое время были оформлены необходимые документы, и ансамбль получил назначение. Широко распахнулись ворота Московского цирка, и под звуки баянов на Цветной бульвар выехал на конях весь «Донской казачий ансамбль».

С песнями участники ансамбля двинулись в казармы Первого Особого кавалерийского полка Наркомата Обороны. Вскоре после этого полк влился в корпус, которым командовал генерал Лев Доватор. Начался боевой путь казачьего ансамбля. Много славных дел и боевых заданий выпало на долю бывших цирковых артистов. Ни разу не дрогнули они перед лицом врага. Одиннадцать цирковых наездников сложили свои головы, героически борясь за Родину, многие были ранены.

За смелость и оперативность, проявленные при выполнении боевого задания, командование наградило М. Туганова орденом Красного Знамени. Сражаясь в рядах корпуса, казачий ансамбль понес большие потери. Командование, стремясь сохранить основные кадры цирковых артистов, переформировало его в Кавалерийский ансамбль песни и пляски. Ансамбль стал пополняться талантливыми представителями солдатской художественной самодеятельности. В часы отдыха участники ансамбля выступали в подразделениях своего корпуса, песнями и плясками поднимали боевой дух конногвардейцев. И всегда — в походе, и на стоянке в тылу — артисты ансамбля были самыми желанными и любимыми гостями кавалеристов. М. Туганов получил звание майора. Несмотря на трудную боевую обстановку, мастерство участников ансамбля росло. Туганов писал с фронта знакомым московским поэтам и композиторам, и они присылали, а порой привозили в Действующую Армию свои новые патриотические произведения, там же, на фронте, разучивая их с ансамблем. Успешная концертная работа ансамбля не раз отмечалась в приказах командира корпуса, командующих армиями и даже фронта.

За особые заслуги в творческой работе и высокое художественное мастерство Маршал Советского Союза К. Рокоссовский в приказе войскам 1-го Белорусского фронта от 9.Х.1944 года объявил благодарность всему личному составу ансамбля и наградил его руководителя гвардии майора М. Туганова именными часами.

Этот приказ Маршала Рокоссовского хранится в Ленинграде, в Музее цирка. После демобилизации из рядов Советской Армии Туганов недолго отдыхал. Он снова мечтал о работе в цирке. Он собрал бывших артистов ансамбля. Иные из них из-за ранения уже не смогли продолжать работу в цирке.

После демобилизации из рядов Советской Армии Туганов недолго отдыхал. Он снова мечтал о работе в цирке. Он собрал бывших артистов ансамбля. Иные из них из-за ранения уже не смогли продолжать работу в цирке.

Старый джигит поехал на Дон, Терек и Кубань и в станицах подобрал новых молодых казаков — великолепных наездников. За послевоенные годы М. Туганов подготовил несколько интересных и своеобразных конных обозрений.

Мы видели овеянное романтикой Великой Отечественной войны представление под названием «О чем звенят клинки».

В октябре 1957 года, обновив состав участников конного аттракциона, заслуженный мастер цирка создал номер под названием «Джигиты Северной Осетии», построенный на материале кавказского фольклора.

Под звуки осетинской лезгинки на манеж выезжают десятки горцев в черных бурках и каракулевых шапках с алыми башлыками, откинутыми на плечи.

Горцы перестраиваются и на трех лошадях в ряд, гарцуя, объезжают манеж. Закончив парад, джигиты удаляются. Михаил Туганов на своем коне Сигнале демонстрирует высшую школу. И когда в цирке стихают аплодисменты, на манеже снова появляются темпераментные горцы. В центре арены стоит Туганов. Он щелкает бичом, и молодежь исполняет на конях невероятно трудные трюки. Темп скачки все убыстряется, глухо и мерно стучат барабаны, неистово заливается зурна, и, будто в каком-то калейдоскопе, зрители видят мчащихся коней и слившихся с ними всадников. Этот аттракцион — несомненное достижение нашего конно-циркового искусства. Зрители любят М. Туганова — мастера, неустанно работающего над созданием новых конных аттракционов, обогащаемых всем лучшим, что на протяжении веков накоплено русским казачеством и кавказскими джигитами.

(отрывки из Журнала «Советский цирк», февраль 1958 г.)

В 1963 году Михаил Туганов оставил манеж и перешёл на режиссёрскую работу.

В 1965 году поставил тематическую программу «Конный цирк», объединивший свои, наиболее известные, конные номера. Неоднократно представлял СССР за рубежом, и получал призы. Воспитал большую группу учеников, в том числе свою дочь, наездницу и дрессировщицу, народную артистку РСФСР Дзерассу Туганову, которая с 1962 года возглавляет труппу наездников «Иристон».

Михаил Николаевич Туганов скончался 4 мая 1974 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

 

 

источник


Вот с кого дети брали пример и мечтали быть героями или просто становились хорошими людьми.


Снайпер Евгения Макеева.



Три грации.

Источник ➝

Запрет на любовь в СССР

15 февраля 1947 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами». Официально этот запрет объяснялся заботой о советских женщинах, о чем в указе говорилось так: «Наши женщины, вышедшие замуж за иностранцев и оказавшиеся за границей, в непривычных условиях чувствуют себя плохо и подвергаются дискриминации».

Но на самом деле власти беспокоились о другом.

blackmarriage_usssr1

Борьба против интернациональных браков началась в СССР еще в годы Великой Отечественной войны, когда часть советских военных (как мужчин, так и женщин) успела завести семьи в странах Восточной Европы, на территории которых шла война и где в послевоенные годы СССР держал огромные оккупационные войска.

Когда же советские войска начали отводить на родину, то ситуация оказалась непростой — в СССР после войны осталось много одиноких женщин, а мужчины возвращались женатые.

Попытки же бывших медсестер, связисток и летчиц остаться со своими возлюбленными за рубежом расценивались как классовая незрелость. К тому же наша страна была разорена, многие города разрушены, хозяйству и промышленности требовались огромные ресурсы для восстановления, в первую очередь человеческие.

Нельзя забывать здесь и демографический фактор, который также сыграл не последнюю роль в мерах по удержанию в стране здоровых мужчин и женщин детородного возраста. Ведь за годы войны много мужчин погибло, а несколько миллионов советских женщин из оккупированных районов СССР были вывезены в Германию и ее страны-союзницы, и не все из них вернулись обратно.

 

Поэтому, чтобы прекратить «отток» советских граждан за рубеж, указом от 15 февраля 1947 года браки с иностранцами были запрещены. Причем правительство приняло постановление не только запретить браки с иностранцами (иностранками), но и заключенные браки признать недействительными. Эти меры, по мнению историков, стали причиной разрушения семей и судеб многих людей.

Наказание за нарушение указа было соответствующим сталинскому времени — срок по печально известной 58-й статье за «антисоветскую агитацию», под которой подразумевался сам факт заключения брака, сожительства или романа с иностранцем.

Хотя у желающих вступить в брак с иностранцами и после запрета оставалась возможность это сделать (сменить гражданство), отказ от советского гражданства рассматривался как измена Родине, за что полагался расстрел. Также стоит отметить, что одновременно с запретом браков с иностранцами в СССР женщинам запретили делать аборты, а супругам ужесточили условия разводов. И все это для улучшения демографической ситуации в стране.

Запрет на интернациональные браки был отменен вскоре после смерти Сталина, но репрессии против таких брачующихся продолжались еще много лет. При Хрущеве за роман с иностранцами увольняли с работы, препятствовали новому трудоустройству и даже высылали в отдаленные районы страны как тунеядцев.

Сами же браки расценивались как «предательство», осуждались в советской прессе и на «собраниях общественности» по месту работы. Зато КГБ охотно использовало их для внедрения своей агентуры за границей.

 

Но, несмотря на это, репрессии еще продолжаются. Этот подход меняется после VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходит в 1957 году в Москве. Тогда в Белокаменную приезжает около 35 тысяч гостей из 131 страны мира. Девушки и юноши обмениваются рукопожатиями, приветливыми улыбками и заинтересованно изучают друг друга. На этом их отношения далеко не заканчиваются…

В своих мемуарах Алексей Козлов напишет: «События развивались с максимальной скоростью. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки скорее удалялись подальше от зданий, в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся. Особенно далеко они не отходили, поэтому пространство вокруг гостиниц было заполнено довольно плотно, парочки располагались не так уж далеко друг от друга, но в темноте это не имело значения. Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а, скорее, обогатился какой-то новой, неожиданной чертой — безрассудным, отчаянным распутством.

Вот уж, действительно, «в тихом омуте…». Срочно были организованы специальные летучие моторизованные дружины на грузовиках, снабженные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками для стрижки волос наголо. Когда грузовики с дружинниками, согласно плану облавы, неожиданно выезжали на поля и включали все фары и лампы, тут-то и вырисовывался истинный масштаб происходящей «оргии». Любовных пар было превеликое множество.

Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками: у них выстригалась часть волос, делалась такая «просека». После чего девице оставалось только одно — постричься наголо и растить волосы заново. Слухи о происходящем моментально распространились по Москве. Некоторые, особо любопытные, ходили к гостинице «Турист», в «Лужники» и в другие места, где были облавы, чтобы просто поглазеть на довольно редкое зрелище».

Через девять месяцев, весной 1958-го, на свет начали появляться «дети фестиваля». У большинства из них была смуглая кожа, так что матерям было сложно скрыть происхождение плода своей тайной любви. Сначала каждый выход ребенка на улицу превращался в своеобразный аттракцион, поскольку темнокожий малыш считался признаком легкого поведения матери.

 

После этого очень быстро в СССР опять легализовали аборты и внесли поправку в советский Семейный кодекс. Тем более что времена менялись, и количество иностранцев в Стране Советов постоянно увеличивалось. Прежде всего, это были выходцы из стран Азии, Африки и Латинской Америки. На рубеже 1950–1960-х годов только один университет имени Патриса Лумумбы ежегодно выпускал 300–350 специалистов.

То есть на протяжении пяти лет только в этом вузе Москвы постоянно проживало около полутора тысяч представителей неевропеоидной расы. Наложить табу на интернациональную любовь было уже очень сложно.

Массовыми репрессии против «неправильной» любви перестали быть при Брежневе, а в 1969 году был пересмотрен и Семейный кодекс — советские граждане получили разрешение на создание семьи с иностранцем, однако чисто формально. В действительности такие браки не приветствовались, от желающих вступить в брак с иностранцами требовали сбора таких документов и в таком количестве, что собрать их было практически невозможно.

К тому же оформить супружеские отношения можно было только в крупных городах СССР и в строго определенных ЗАГСах. Только после распада Советского Союза браки с иностранцами стали возможны без особых ограничений и даже стали популярны.

Популярное в

))}
Loading...
наверх