Как Свердловская область едва не отделилась от России в 1993 году

Парад суверенитетов, санкционированный Борисом Ельциным, едва не привёл к образованию нового государства – Уральской республики. Идею разделяли и продвигали не какие-то маргиналы, а глава Свердловской области Эдуард Россель и часть уральской элиты.

Новая идеология административного деления России

В 2014 году Эдуард Россель, уже в статусе сенатора, пояснил, почему продвигал идею Уральской республики. Это был не сепаратизм, а попытка создания субъекта на новых принципах, исключающих деление по национальному признаку и на основах равноправия между регионами.

Новое образование мыслилось как временное, по истечении политической целесообразности предполагалось отказаться от республиканского статуса, утверждает Россель. Но его шаги говорят об обратном. В частности, 30 октября 1993 года текст Конституции Уральской республики на первой странице публикует «Областная газета» — официальный печатный орган власти.

Документ был принят на сессии Свердловского областного совета народных депутатов двадцать первого созыва 27 октября 1993 года. В силу Конституция вступила 31 октября. Согласно Указу No1 Россель становился главой новой республики. Базой для провозглашения Уральской республики стал опрос жителей Свердловской области, в ходе которого «за» отдали свой голос 83,4% избирателей. Днём провозглашения Уральской республики стало 1 июля 1993 года.

Став фактически главой республики, Россель 2 ноября 1993 года участвует в заседании Совмина РФ, где председательствует Борис Ельцин. Спустя три дня Россель заявляет, что Ельцин поддержал проект.

В ответ 9 ноября 1993 года публикуется Указ президента РФ о роспуске Свердловского облсовета. На следующий день Ельцин отстраняет от должности Эдуарда Росселя. В 2014 году Россель признался, что с Ельциным вопрос о республике не согласовывался.

Уральские франки теперь интересны только коллекционерам

За два года до провозглашения Уральской республики вышли «уральские франки» - платёжные средства, выпущенные группой частных лиц, номинал был от 1 до 1000. Официально эмитентом стало ТОО «Уральский рынок», руководил которым Антон Баков. Однако было официальное письмо за подписью тогдашнего премьер-министра Егора Гайдара в поддержку эмиссии региональной валюты. Минфин и ЦБ были согласны – наличных рублей не хватало и локальная валюта могла помочь расшить неплатежи и запустить товарооборот. «Уральские франки» официально наименовались товарно-расчётными чеками.

Автор дизайна София Демидова работала на даче, нужно было сделать работу быстро и качественно. Демидова в 2011 году сообщила, что получила за работу 2000 рублей. Печатала «уральские франки» Пермская печатная фабрика «Гознак». Будучи серьёзно защищены, по качеству бумаги франки не уступали тогдашним рублёвым купюрам. В оформлении использовались портреты исторических личностей и виды мест, связанных с историей Урала.

Ныне «уральские франки» интересны только коллекционерам – бонистам, хотя екатеринбургский учёный, профессор УрФУ Дмитрий Берг считает, что государству было бы полезно изучить опыт локальных денег и внедрить «альтернативные средства расчета», что может укрепить финансовую систему России. Заметим, что в современной Европе осталось несколько локальных валют, что вовсе не мешает обороту евро.

Источник ➝

Когда через 68 лет танк извлекли из болота, в его баках еще плескалось горючее, а в башне нашли трофейный немецкий шоколад

Этот танк был поднят из болота в районе деревни Шибеки, Оршанского района. БТ-7 затонул в июле 1941 года во время Лепельского контрудара.

Контрудар наносился двумя мехкорпусами Западного фронта, которым в то время командовал маршал Тимошенко. На него советское командование возлагало большие надежды, но, увы, он закончился неудачей.

Во время отступления, неподалеку от деревни Шибеки, танк, предположительно, принадлежавший 17 тд 5 мк, провалился в болото. Экипаж успел покинуть машину, после чего она затонула.

В болоте БТ-7 находился вплоть до 1998 года.

После войны местонахождение танка не было секретом для многих жителей окрестностей, так как из воды виднелась поручневая антенна, указывающая на принадлежность БТ к классу командирских машин. Потом кто-то из предприимчивых жителей эту антенну снял.

В 70-х годах прошлого столетия танк попытались вытянуть из болота, но попытка закончилась неудачей и привела лишь к тому, что машина затонула полностью.

Вторую попытку извлечь танк из болота поисковики Белоруссии предприняли в ноябре 1998 года. Для проведения подобных работ в республике к тому времени был создан клуб «Поиск».

Президент Белоруссии издал распоряжение, согласно которому организации должны были оказывать клубу всяческое содействие.

Для проведения операции по подъему танка, группу обеспечили экскаватором, мощным тягачом БАТ-М, автомобилем ГАЗ-66, мотопомпой.

БАТ-М

БАТ-М

Подъем БТ-7 был связан с большими трудностями.

Одиннадцать дней длилась подготовка танка к подъему, но первая попытка завершилась неудачей, и БТ еще больше погрузился в болото.

46(!) дней готовились ко второй попытке, и она завершилось победой!

Спустя 68 лет машину вырвали из плена болотистой топи! После подъема выяснили, что поднятый танк - это БТ-7 выпуска 1935 года.

Больше всего поисковиков поразила идеальная сохранность машины. Казалось, что танк затонул буквально несколько дней назад!

Максим Коломиец, автор множества книги о танка с руководителем реставрационной группы «Эхо войн» Игорем Матюком (на фото справа) у танка БТ-7

Максим Коломиец, автор множества книги о танка с руководителем реставрационной группы «Эхо войн» Игорем Матюком (на фото справа) у танка БТ-7

Когда машину отмыли, выяснилось, что она полностью укомплектована. Инструменты, боеприпасы, болты-гайки, все оказалось на своих местах в полной сохранности. В топливных баках имелся бензин. Лишь радиостанция была повреждена, как объясняется, вытекшей из аккумуляторов кислотой.

В башне была найдена забытая пилотка, рулон изоленты и трофейный немецкий шоколад.

Во время восстановительных работ, по приборной доске установили, что пробег танка составляет всего 760 километров. На броне имелись следы обстрела, предположительно, с самолета.

В настоящее время БТ-7 поставлен на ход, снимается в фильмах, участвует в парадах и реконструкциях. Восстановленная машина способна передвигаться как на гусеницах, так и на катках.

На подготовке к Параду Победы в Минске

На подготовке к Параду Победы в Минске

Первоначально на танк был установлен родной двигатель М-17.

Он оказался очень пожароопасным. Байки о том, что во время запуска двигателя БТ один из танкистов должен был стоять наготове с огнетушителем, уже не казались байками. Поэтому огнетушитель реставраторы всегда держали под рукой.

Кстати, в фильме «Поп», где снимался этот танк, вы можете увидеть длинный язык пламени из выхлопной трубы, который был характерен для работы этого двигателя.

Кадры из кинофильма "Поп"

В итоге, в 2004 году, в целях безопасности, двигатель М-17 заменили двигателем танка ПТ-76, поэтому в фильме «Поп» язык пламени из выхлопной трубы не более чем бутафория.

Машина очень редкая и едва ли не единственная в своем роде. Сейчас известно о пяти сохранившихся экземплярах БТ-7, четыре из которых находятся в России.

Знаменитый Терминатор, Арнольд Шварцнеггер, большой любитель боевых машин прошлого, горел желанием пополнить свою коллекцию этим танком.

Но в Минске ему вежливо отказали, объяснив, что БТ-7 в историческом плане бесценен.

В настоящее время постоянным местом прописки этой легендарной машины является адрес: Белоруссия. Историко-культурный комплекс "Линия Сталин.

Популярное в

))}
Loading...
наверх