Последний полет Гагарина: как на самом деле погиб первый космонавт

27 марта 1968 года погиб первый космонавт Земли Юрий Гагарин, который вместе с лётчиком-испытателем Владимиром Серёгиным совершал рядовой учебный полёт на самолёте МиГ-15. Сразу же после случившегося вся информация о расследовании катастрофы была засекречена, а убитому горем народу СССР сообщили дежурную причину аварии: «Экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и сорвался в штопор».

Несмотря на то, что с момента трагедии прошло уже больше 50 лет, вопросов связанных с ней меньше не стало.

Николай Кузнецов, который в 1963—1972 годах возглавлял Центр подготовки космонавтов, выдвинул версию, что причиной гибели экипажа МиГ-15 могло быть плохое самочувствие перед вылетом аса Владимира Серёгина.

Согласно показаниям космонавта Виталия Жолобова, Гагарин уже сидел в кабине самолёта, когда его напарник Серёгин о чём-то очень эмоционально разговаривал по телефону с начальством.

Вероятно, этот нервный звонок отрицательно сказался на сердечной деятельности Серёгина, который и до этого испытывал проблемы со здоровьем.

Кузнецов предположил, что 48-летний ветеран, почувствовав боль в груди, отстегнул для удобства ремни безопасности, а когда машина стала делать вираж с креном 30 , он упал в обморок и всем телом навалился на ручку.

Осознавший серьёзность ситуации Гагарин запросил у диспетчеров возвращение на землю, пытаясь всеми способами избежать катастрофы. Но весь драматизм заключался в том, что Юрий сидел в передней кабине, а при спаренном полёте преимущественное право в управлении имеет тот, кто находится в задней инструкторской кабине.

Все попытки Гагарина выправить ситуация были тщетны, более того он даже не стал катапультироваться. По мнению Виталия Жолобова, Юрий не дёрнул красный рычаг выброса из солидарности с товарищем, а доктор технических наук Сергей Белоцерковский и лётчик Илья Качоровский указывали на особенности конструкции самолёта МиГ-15, в котором первым должен катапультироваться инструктор. Поскольку Серёгин находился без сознания, Гагарин стал заложником рокового стечения обстоятельств.


Под иным углом на трагедию взглянул сотрудник НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники Игорь Кузнецов, который заострил внимание на отрицательных показаниях измерителя перепада давлений потерпевшего крушения МиГ-15. Проанализировав этот факт, он пришёл к выводу, что летательный аппарат пикировал с разгерметизированной кабиной, в которой резко возросло давление.

Осознав проблему, пилоты приняли решение экстренной посадки, для этого они снизили обороты и совершил правый переворот, после чего вошли в пике, в котором их организмы подверглись аэродинамическому удару, повлёкшему моментальную смерть экипажа.

Правомерность предположения о том, что пилоты погибли еще в воздухе, по мнению Игоря Кузнецова, подтверждается выводами медицинской комиссии, не обнаружившей в останках погибших «гормона страха».

А то, что руль самолёта при крушении находился в положении кабрирования, иными словами набора высоты, он объяснял тем, что при падении самолёт резко налетел на деревья. Именно потому ноги лётчиков сильнее надавили на педали, а рулевая тяга по инерции ушла вперёд, создав эффект того, что пилоты до конца боролись за жизнь. Согласно данным Игоря Кузнецова, причиной разгерметизации Миг-15 стал не закрытый до упора кран вентиляции, за состоянием которого обязан был следить Гагарин.

Версию о неисправности двигателя испытательного самолёта выдвинул авиационный конструктор Валентин Козырев, ссылавшийся на показания свидетельницы, видевшей момент падения, но не слышавшей никаких звуков.

По его соображениям «сердце механической птицы» скорее всего, заглохло на высоте 1280 метров, в том самый момент, когда летательный аппарат оказался в густом дождевом облаке.

Начавший проходить через двигатель холодный воздух, остудил его температуру до отметки ниже 220 С, когда происходит возгорание керосина. Переохлаждённый водяной пар и снежные хлопья, понизили температуру в камере сгорания, а лётчики-испытатели, добавив газу, перевели мотор на взлётный режим. Возникшие в тот момент в камере сгорания автоколебания, привели к тому, что обогащённая кристалликами льда топливно-воздушная смесь принялась пульсировать, сорвав факел горелок и заглушив двигатель.

Попытке пилотов завести мотор мешала высокая плотность воздуха, излишняя скорость полёта и быстрые обороты вращающейся холодной турбины.


На пресс-конференции собранной по поводу очередной годовщины со дня трагической смерти Гагарина член первого отряда космонавтов Алексей Леонов озвучил версию, которую 1985 году выдвинул генерал-лейтенант авиации Сергей Белоцерковский.

По его убеждению самолёт Гагарина и Серёгина попал в полосу воздушного вихревого течения образовавшегося от пролёта в зоне их пилотирования другого самолёта. Именно спутная струя послужила причиной сваливания МиГ-15 в штопор, и если бы экипажу была передана верная метеосводка, о том, что нижняя граница облаков находиться не на 900-х метрах, а несколько ближе к земле, то они вероятно смогли бы исправить ситуацию.

Ссылаясь на секретные материалы комиссии по расследованию крушения, Алексей Леонов рассказал журналистам, что роковое сближение с МиГ-15 на расстояние равное 10–15 метрам допустил сверхзвуковой перехватчик Су-15, вылетевший с аэродрома «Жуковский». Не называя имени нарушившего лётный режим пилота, он был уверен, что именно этот запрещённый манёвр перевернул самолёт Гагарина, вогнав его в пагубный штопор.


В ходе исследования места падения МиГ-15 экспертами были обнаружены останки не только его фюзеляжа, но и большое число осколков радиопилотов и радиозондов.

По стечению обстоятельств приблизительно в то же время, когда Гагарин-Серёгин взлетали с аэродрома «Чкаловский» Физический институт АН СССР запустил в воздух радиозонд, который на высоте 3000 метров оказался в области их испытательного полёта.

Теоретически этот аппарат мог оказать влияние на поведение самолёта под управлением первого космонавта мира. Не акцентируя внимание на этой версии, члены комиссии, тем не менее, оставили запись, о возможном столкновении воздушного судна с зондом, повредившим 60% остекления кабины пилотов.

Народ, словно неудовлетворённый количеством неофициальных вариантов гибели Гагарина, выдвигали свои экстравагантные версии. Согласно одной из них первый космонавт погиб несколькими днями раньше, при совершении засекреченного полёта на Луну, а падение МиГ-15 было всего лишь фальсификацией.

По другой версии руководство СССР завидовало бешеной популярности Гагарина, а потому спецслужбам было дано задание имитировать авиакатастрофу, а Юрия отправить в психбольницу, предварительно сделав ему пластическую операцию.

Источник ➝

Дивизия «Галичина»: «гордости украинской нации» хватило на четыре дня

Попадание в «котел» - «воинская традиция» украинских националистов

Вся современная украинская историография и производное от нее - идеология украинства, строятся на целом ряде мифов. Один из них - о героической борьбе за свободу и независимость Украины дивизии СС «Галичина» («Галиция»), сформированной из числа украинских националистов.

Тут стоит отметить, что в отличие, например, от сказок о «древних украх» легенды об украинских эсэсманах все же содержат некий элемент правды (они существовали в реальности), и поэтому они особенно ценны для идеологов украинского национализма.

Сегодня на Украине со всеми возможными почестями  осуществляют перезахоронения предполагаемых останков эсэсовцев, при этом почетные караулы наряжаются в полевую форму Ваффен СС. В захваченном украинскими формированиями Славянске развернут музей, центральная экспозиция которого посвящена «защитникам Украины» из «Галичины».


К настоящему моменту на Украине выпущено множество всевозможной литературы, посвященной этому соединению, от «научных» монографий, до детских комиксов, описывающих «славный боевой путь» и «подвиги» украинских эсэсманов. Правдивая информация в них исчерпывается всего двумя фактами - такая дивизия была в действительности, и ее рядовой и младший командный состав был представлен западными украинцами. Все остальные россказни об успешной борьбе «галичан» с «красными» и «москалями» - художественный вымысел.
В действительности никаких подвигов и достижений в активе этого формирования не присутствовало. Какова же реальная история «Галичины»? Вопреки ее формальному «стрелковому» статусу эта дивизия была в реальности полицейской по ее структуре, системе вооружения и, главное, по специфическим навыкам личного состава. Собственно, и сформирована она была из отрядов вспомогательной «украинской» полиции.


Напомним, что нацисты с первых месяцев войны начали создавать коллаборационистские формирования для борьбы с советскими партизанами и диверсантами, охраны складов и коммуникаций и поддержания нацистского «порядка» на оккупированных территориях.
Преследовали эти формирования и пропагандистские задачи, демонстрируя «поддержку германских освободителей местным населением».


Впрочем, главной их задачей было освободить немецкие штыки от поддержания порядка в тылу для самого важного дела - уничтожения РККА и завершения блицкрига.


Кроме того, ряд немецких военачальников, преимущественно старой военной школы, старались избавить своих солдат от участия в карательных действиях и этнических чистках, полагая, что участие в таких акциях деморализует военнослужащих, превращая их из солдат в палачей, что снижает их боевую ценность. Так что всю «грязную работу» прусские аристократы с радостью спихивали на войска СС и «туземные» формирования.


А значительная часть западных украинцев охотно шла в «полицаи» в надежде получить сытный паек, власть над односельчанами и возможность свести счеты со своими врагами, а также с поляками и евреями. Ни о какой «украинской державе» они и не помышляли. Да и их германские хозяева с первых своих шагов на украинской земле отчетливо дали понять - создание украинской государственности в их планы не входит, а их планы на земли Украины серьезно отличаются от «мрий» украинских националистов.


Вот из таких «патриотов» и была создана дивизия. Надо сказать, что немцы первоначально не оценили реального значения и размаха партизанской войны, наивно полагая, что иррегулярных отрядов из вооруженных трофейными трехлинейками и «максимами» предателей и перебежчиков, будет вполне достаточно для обуздания «красных бандитов». Однако вскоре им стало ясно, что для успешной войны «в сумраке леса» необходимы не просто обученные бойцы, а высококлассные профессионалы, которых уже катастрофически не хватало.
Резко ухудшившаяся ситуация в собственном тылу вынудила немцев начать работу по превращению вспомогательной полиции в подобие боеспособных армейских частей. Впрочем, тяжелым вооружением их обычно не «перегружали». Во-первых,  для фронта не хватало, а во-вторых, все же особого доверия этим «унтерменшам» не было.


Так из разрозненных полицейских отрядов к весне 1943 года была сформирована дивизия СС «Галиция». Причем, ее немецкие офицеры констатировали отвратительнейшую дисциплину среди рядового украинского состава, сносный уровень которой не удавалось поначалу достигнуть даже суровыми репрессиями.


Некоего  сходства с армейским соединением  титаническими усилиями немецкого персонала удалось достичь только к весне 1944 года. Во всяком случае, дивизию признали достаточно боеспособной для того, чтобы ее привлечь к контрпартизанским операциям, как полноценное войсковое соединение. Однако стремительно сдвигающаяся на Запад линия фронта заставила гитлеровцев использовать карателей для борьбы с регулярными частями Красной Армии.


25 июня украинских эсэсовцев перебросили под Броды, где они составили второй эшелон немецкой обороны. Но уже 15 июля их вместе с двумя танковыми дивизиями вермахта бросили в контратаку против наступающих частей 1-го Украинского фронта. Контрудар был отбит, а панцергренадеры вместе с их «украинскими союзниками» обращены в бегство.


А уже 18 июля, наступая сразу с двух сторон, войска 1-го Украинского фронта взяли немецкую группировку и входящую в ее состав «Галичину» в «котел». Из окружения сумели вырваться только 500 украинских эсэсовцев (к началу разгрома в дивизии насчитывалось свыше 15 тысяч солдат и офицеров), все остальные были уничтожены или взяты в плен.


Современные украинские «историки» пишут, что именно против «украинской» дивизии советское командование бросило все лучшие силы. Чуть ли не по личному приказу Сталина, который, якобы особенно ненавидел украинцев. В действительности, советские воины узнали, что сражались против коллаборационистов, когда те уже были разгромлены. Впрочем, к этому моменту красноармейцы успели уже перемолоть множество самых разных национальных формирований, и удивить их чем либо было трудно. Во всяком случае, в воспоминаниях советских участников тех событий никакого ажиотажа по поводу «Галичины» не присутствует.


Можно сказать так - войска 1-го Украинского фронта перемолотили «украинскую» дивизию даже не заметив этого. Так быстро и бесславно закончилась военная история «гордости украинской нации», как называют современные украинские «историки» эсэсовскую дивизию.


Впрочем, гитлеровцы не хотели терять этот бренд, и в августе 1944 года они сформировали новую дивизию СС «Галиция». Но использовать ее против Красной Армии уже не рисковали, возложив на нее исключительно карательные функции.


Справедливости ради добавим, что и немецкие каратели показывали крайне невысокую эффективность в бою против регулярных войск. Так, единственная попытка использовать против РККА печально знаменитую бригаду Дирлевангера закончилась ее разгромом и огромными потерями карателей.


Борис Джерелиевский

Популярное в

))}
Loading...
наверх