Рабочий с обложки Time. 11 фактов об Алексее Стаханове

3 января 1906 года родился Алексей Стаханов, советский шахтёр, с рекорда которого началось знаменитое Стахановское движение.

1. Шахтёр-рекордсмен Алексей Стаханов, установивший свой знаменитый рекорд на Украине, родился в России, на Орловщине, в деревне Луговая.

2. Алексей Стаханов свою работу на шахте начинал с должности «тормозного» — рабочего, отвечавшего за то, чтобы не происходило скатывания вагонеток с углём, которые тащили лошади.

3. В ночь с 30 на 31 августа 1935 года шахтёр Алексей Стаханов за 5 часов 45 минут добыл 102 тонны угля, в 14 раз превысив существовавшую на тот момент норму выработки.

19 сентября Стаханов улучшил свой же результат, добыв 227 тонн угля.

4. В установлении рекорда Алексея Стаханова, помимо него самого, участвовали крепильщики Гаврила Щиголев и Тихон Борисенко, а также начальник участка Николай Машуров.

5. Настоящее имя Алексея Стаханова — Андрей. Имя Алексей возникло из-за ошибки в материале газеты «Правда», написавшей статью о фантастическом рекорде шахтёра. После этого по указанию Иосифа Сталина Стаханову в течение нескольких дней вручили паспорт с новым, известным на всю страну именем.

6. В декабре 1935 года фотография Алексея Стаханова украсила обложку американского журнала Time, а в феврале 1936 года издание опубликовало материал о шахтёре под названием «Десять стахановских дней».

7. Советский лидер Иосиф Сталин покровительствовал Алексею Стаханову. С его подачи шахтёр окончил Промышленную академию и стал депутатом Верховного Совета СССР. Кандидатура Стаханова рассматривалась на пост наркома угольной промышленности.

8. Второй жене шахтёра-рекордсмена Алексея Стаханова, Галине Бондаренко, на момент их брака было всего 14 лет. Чтобы избежать скандала, родные девушки приписали ей два лишних года, выдав за 16-летнюю.

9. При Никите Хрущёве шахтёр Алексей Стаханов фактически был выслан из Москвы в Донбасс. Причиной опалы стало нежелание Стаханова принимать участие в кампании по развенчанию культа личности Сталина.

10. Звание Героя Социалистического труда было присвоено шахтёру Алексею Стаханову в 1970 году — через 35 лет после его вошедшего в историю рекорда.

11. Город Стаханов, названный в честь знаменитого советского шахтёра, является единственным в мире, названным в честь рядового рабочего.

Андрей Сидорчик

 

Источник ➝

Победный таран капитана Матвеева. Как элиту люфтваффе спустили на землю

В Музее Победы хранятся личные фотографии комэска Владимира Матвеева. А посвященные ему стихи раньше знали наизусть многие ленинградцы.

В боях под Ленинградом части вермахта поддерживали с воздуха 760 самолетов 1-го воздушного флота Германии и 307 финских машин. Соотношение сил было примерно 2 к 1 в пользу гитлеровцев, вспоминал маршал Александр Новиков, в Великую Отечественную командовавший авиацией Ленфронта.

Пилоты элитного подразделения люфтваффе – эскадры Grunherz были мастерами воздушного боя и славились тем, что понесли наименьшие потери в сражениях в Испании, Франции, битве за Британию.

Однако над Ленинградом уже к 22 июля 37 из 112 летчиков эскадры погибли или пропали без вести. Многих немецких асов советские летчики «ссаживали» с небес, применяя оружие последнего шанса – таран. За сорок первых дней обороны Ленинграда защитники неба над ним совершили 20 таких ударов.

После боя, закончившегося тараном, за семь месяцев 1941 года капитан Матвеев сбил еще 13 самолетов

«Вернулся я в штаб на Дворцовую площадь поздно и сразу же потребовал боевую сводку дня. Ничего утешительного в ней не было. Правда, под Лугой противник безуспешно пытался занять предполье, но на новгородском направлении соединения 56-го моторизованного корпуса теснили нас на Сольцы. Наша авиация, пользуясь улучшением погоды, все светлое время висела над войсками гитлеровцев, нанося по ним бомбовые и штурмовые удары. По предварительным данным, советские летчики только на лужском направлении уничтожили за двое суток – 11 и 12 июля – 60 танков и около 100 автомашин с мотопехотой врага. Отдельно от сводки лежала телефонограмма. «Опять потери!» – с горечью подумал я. Но на этот раз ошибся. В телефонограмме сообщалось о подвигах двух летчиков-истребителей: командира эскадрильи 154-го иап коммуниста Матвеева и командира звена 19-го иап кандидата в члены партии Антонова. Оба сбили вражеские самолеты тараном», – вспоминал маршал Новиков.

Капитан Матвеев в небе Северной Пальмиры новичком не был. В советско-финскую войну получил самую уважаемую солдатскую медаль – «За отвагу». С первых дней Великой Отечественной на фронте. 7 июля 1941 года командир эскадрильи 154-го истребительного полка Северного флота в «собачьей свалке» – воздушном бое, когда рубились не на жизнь, а на смерть несколько десятков машин, израсходовав весь боезапас своего МиГ-3, таранил Ме-109 – концом плоскости срезал хвостовое оперение фашистского истребителя. Вражеский самолет упал у деревни Малютино, советский ас сумел дотянуть до своего аэродрома и благополучно приземлиться.

Звание Героя Советского Союза присвоено Матвееву 22 июля 1941 года. Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» в Смольном ему вручал член Военного совета фронта корпусной комиссар Николай Климентьев. Поэт Александр Прокофьев написал о подвиге Матвеева:

Все мы, все мы нынче ленинградцы,

Как и ты, товарищ капитан,

Враз решивший:

– Драться, так уж драться.

Кончились патроны – на таран!

Капитан Матвеев получил новое назначение – командовать 158-м иап 39-й иад ВВС Северного фронта. С конца декабря 1941 года полк перебазировался на полевой аэродром Подборовье и приступил к сопровождению транспортных самолетов в блокадный Ленинград. Когда в полную силу заработала ледовая дорога через Ладогу, полк прикрывал войска 54-й армии, обеспечивал охрану путей и моста через реку Волхов. За семь месяцев капитан Матвеев сбил 13 вражеских самолетов. Летчики авиаполка, которым он командовал, уничтожили за это время 69 немецких асов.

Погиб 1 января 1942 года над Ладогой, прикрывая Дорогу жизни. Но и в последней своей схватке советский ас сумел сбить вражеский Ме-109. Похоронили героя в родном Ленинграде, на Северном кладбище.

Сын летчика Владимир Владимирович Матвеев служил в Пограничных войсках СССР, уволился в запас в звании полковника. В его семье чтут память о знаменитом дедушке – с любовью оформили альбом с документами и фотографиями военной поры, пять снимков Владимира Ивановича передали в Музей Победы.

Наталья Катрич,
ведущий специалист по связям с общественностью Музея Победы

Популярное в

))}
Loading...
наверх