Чем первый полет женщины в космос разозлил Королёва

wikipedia.org

Первый женский отряд космонавтов был сформирован в марте 1962 года. Предполагалось, что при должной подготовке представительницы слабого пола смогут справляться с этой работой не хуже мужчин. Однако после первого полета женщины в космос отряд расформировали. В чем же причина?

Претенденток в первый женский отряд были тысячи. Из них выбрали всего пять: Валентину Пономареву, Ирину Соловьеву, Валентину Терешкову, Татьяну Кузнецову и Жанну Еркину. Это были простые, ничем не выделявшиеся девушки.

Кто-то работал учителем, Терешкова, например, трудилась ткачихой.

При подготовке к полету в космос девушкам приходилось выдерживать тяжелые физические и психологические испытания. К примеру, в летном комбинезоне нужно было находиться в помещении с температурой плюс 70 и влажностью около 30%. От нагрузок температура тела подскакивала, до 130 ударов в секунду учащался пульс.

Тем не менее все девушки хорошо показали себя, прошли проверку на прочность и были представлены генеральному конструктору Сергею Королеву. Оставалось решить: кто полетит? Свой выбор конструктор остановил на 26-летней Валентине Терешковой. Именно ей предстояло стать первой женщиной в космосе.

Ракета-носитель стартовала с космодрома Байконур 16 июня 1963 года. Терешкова находилась в крохотной кабине корабля «Восток-6». Сами проектировщики из-за крайней тесноты называли свое детище консервной банкой. В ней первой женщине-космонавту предстояло провести трое суток.

Перед Терешковой стояла задача, во-первых, изучить влияние космического пространства на женский организм. Во-вторых, сделать выводы о необходимых усовершенствованиях системы управления кораблями типа «Восток». В-третьих, Терешкова должна была произвести съемку лунной и земной поверхностей.

Однако полет проходил не совсем так, как планировалось. Терешковой пришлось бороться с так называемым синдромом космической адаптации, для которого характерны такие симптомы, как головокружение, тошнота, головная боль.

По воспоминаниям генерала Николая Каманина, занимавшегося подготовкой космонавтов, Терешкова во время последнего сеанса связи не отвечала на вызовы с Земли. Кроме того, она не соблюдала инструкции по ориентации космического корабля при помощи системы ручного управления.

Терешкова жаловалась на тесноту, давящий шлем, тошноту и физический дискомфорт. Несмотря на непростые условия, она смогла все-таки выдержать 48 оборотов «Востока» вокруг Земли. Обратно космонавт вернулась на спускаемом аппарате 19 июня. Приземление прошло благополучно.

По словам Николая Каманина, он разговаривал с Терешковой, находящейся в космосе, несколько раз. Чувствовалась ее серьезная усталость, хотя сама она признаваться в этом не хотела. Незадолго до посадки ее пришлось будить. Терешкова сказала, что сориентировать корабль по тангажу у нее не получается, но заверила, что выполнит задание.

Позже выяснилось, что траектория полета «Востока-6» изначально была запрограммирована неправильно. Уточненные данные, признавалась позднее Терешкова, она получила только на второй день миссии. Уже после полета Королев просил ее, чтобы она никому не рассказывала об ошибке, едва не ставшей роковой.

Впрочем, отвечавший за медицинское обслуживание в советской космической программе профессор Владимир Яздовский, комментируя плохое самочувствие Терешковой, отмечал, что женщины переносят космические нагрузки хуже мужчин, но только на 14-18-е сутки месяца. Старт «Востока-6» и его полет из-за задержки на космодроме пришелся именно на это время.

В течение нескольких дней полета Терешковой за нее в космическом центре изрядно поволновались. И Королев в кругу своих подчиненных якобы заявил, что при нем больше «ни одной бабы в космосе не будет».

В то время планировался новый полет женского экипажа, только уже на 15 суток. Однако подготовка проводилась медленно. В 1966 году умер Королев, а спустя три года набор в женскую команду был закрыт, а она сама расформирована.

Как вспоминала позднее член первой команды Жанна Еркина, они написали письмо в ЦК Компартии, откуда пришел ответ: расформировать немедленно. По ее словам, наверху после отстранения Н. Хрущева о них просто забыли.

Второй полет женщины-космонавта состоялся спустя 19 лет после первого. В 1982 году летчик-испытатель Светлана Савицкая провела в космосе семь дней.

Источник ➝

Победный таран капитана Матвеева. Как элиту люфтваффе спустили на землю

В Музее Победы хранятся личные фотографии комэска Владимира Матвеева. А посвященные ему стихи раньше знали наизусть многие ленинградцы.

В боях под Ленинградом части вермахта поддерживали с воздуха 760 самолетов 1-го воздушного флота Германии и 307 финских машин. Соотношение сил было примерно 2 к 1 в пользу гитлеровцев, вспоминал маршал Александр Новиков, в Великую Отечественную командовавший авиацией Ленфронта.

Пилоты элитного подразделения люфтваффе – эскадры Grunherz были мастерами воздушного боя и славились тем, что понесли наименьшие потери в сражениях в Испании, Франции, битве за Британию.

Однако над Ленинградом уже к 22 июля 37 из 112 летчиков эскадры погибли или пропали без вести. Многих немецких асов советские летчики «ссаживали» с небес, применяя оружие последнего шанса – таран. За сорок первых дней обороны Ленинграда защитники неба над ним совершили 20 таких ударов.

После боя, закончившегося тараном, за семь месяцев 1941 года капитан Матвеев сбил еще 13 самолетов

«Вернулся я в штаб на Дворцовую площадь поздно и сразу же потребовал боевую сводку дня. Ничего утешительного в ней не было. Правда, под Лугой противник безуспешно пытался занять предполье, но на новгородском направлении соединения 56-го моторизованного корпуса теснили нас на Сольцы. Наша авиация, пользуясь улучшением погоды, все светлое время висела над войсками гитлеровцев, нанося по ним бомбовые и штурмовые удары. По предварительным данным, советские летчики только на лужском направлении уничтожили за двое суток – 11 и 12 июля – 60 танков и около 100 автомашин с мотопехотой врага. Отдельно от сводки лежала телефонограмма. «Опять потери!» – с горечью подумал я. Но на этот раз ошибся. В телефонограмме сообщалось о подвигах двух летчиков-истребителей: командира эскадрильи 154-го иап коммуниста Матвеева и командира звена 19-го иап кандидата в члены партии Антонова. Оба сбили вражеские самолеты тараном», – вспоминал маршал Новиков.

Капитан Матвеев в небе Северной Пальмиры новичком не был. В советско-финскую войну получил самую уважаемую солдатскую медаль – «За отвагу». С первых дней Великой Отечественной на фронте. 7 июля 1941 года командир эскадрильи 154-го истребительного полка Северного флота в «собачьей свалке» – воздушном бое, когда рубились не на жизнь, а на смерть несколько десятков машин, израсходовав весь боезапас своего МиГ-3, таранил Ме-109 – концом плоскости срезал хвостовое оперение фашистского истребителя. Вражеский самолет упал у деревни Малютино, советский ас сумел дотянуть до своего аэродрома и благополучно приземлиться.

Звание Героя Советского Союза присвоено Матвееву 22 июля 1941 года. Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» в Смольном ему вручал член Военного совета фронта корпусной комиссар Николай Климентьев. Поэт Александр Прокофьев написал о подвиге Матвеева:

Все мы, все мы нынче ленинградцы,

Как и ты, товарищ капитан,

Враз решивший:

– Драться, так уж драться.

Кончились патроны – на таран!

Капитан Матвеев получил новое назначение – командовать 158-м иап 39-й иад ВВС Северного фронта. С конца декабря 1941 года полк перебазировался на полевой аэродром Подборовье и приступил к сопровождению транспортных самолетов в блокадный Ленинград. Когда в полную силу заработала ледовая дорога через Ладогу, полк прикрывал войска 54-й армии, обеспечивал охрану путей и моста через реку Волхов. За семь месяцев капитан Матвеев сбил 13 вражеских самолетов. Летчики авиаполка, которым он командовал, уничтожили за это время 69 немецких асов.

Погиб 1 января 1942 года над Ладогой, прикрывая Дорогу жизни. Но и в последней своей схватке советский ас сумел сбить вражеский Ме-109. Похоронили героя в родном Ленинграде, на Северном кладбище.

Сын летчика Владимир Владимирович Матвеев служил в Пограничных войсках СССР, уволился в запас в звании полковника. В его семье чтут память о знаменитом дедушке – с любовью оформили альбом с документами и фотографиями военной поры, пять снимков Владимира Ивановича передали в Музей Победы.

Наталья Катрич,
ведущий специалист по связям с общественностью Музея Победы

Популярное в

))}
Loading...
наверх