Четверг - рыбный день

Традиция есть рыбу по четвергам – исключительно советская. 

Закрепление за четвергом чести быть «рыбным» днем основано на проведенных в 1970-х годы расчетах, которые свидетельствовали о том, что якобы реализация рыбы в этот день будет максимальной. Плановая экономика, так сказать, в действии.

Впервые «рыбный день» в СССР появился в 1932 году на основании приказа Наркомата снабжения «О введении рыбного дня на предприятиях общественного питания». Таким образом, инициатор создания «рыбного дня» - нарком снабжения, а с 1934 года нарком пищевой промышленности Анастас Иванович Микоян (1895-1978).

Причина введения «рыбного дня» в 1930-х годах – нехватка мяса и снижение производства мясной продукции. Однако это не единственная причина. В планах новой власти стояла своеобразная «кулинарная» революция, привитие новых вкусов, а также развитие рыбной и консервной промышленности.

Здесь стоит вспомнить еще одного наркома – Полину Семеновну Жемчужину (1897-1970), наркома рыбной промышленности СССР (1939). Благодаря усилиям П.С. Жемчужиной появись такие знакомые всем консервы, как «сайра», «лосось», «шпроты», создается мощная консервная промышленность на Дальнем Востоке, Мурманске.

Вновь интерес к рыбному рациону проявился в 1960-е годы. Причина все та же – дефицит продовольствия. Начался вылов океанической рыбы. В крупных городах открылась сеть специализированных магазинов «Океан», в которых наряду с привычной рыбой продаются неведомые ранее нототения, макрурус и другие.

Цены на рыбу:

· треска б/г с/м крупная – 56 коп. за кг;

· серебристый хек б/г с/г – 56 коп. за кг;

· мойва с/м – 40 коп. за кг;

· сельдь соленая – 1 руб. 30 коп. за кг.

Вскоре СССР становится одним из лидеров по количеству пойманной океанической рыбы. В морях Советского Союза работали сотни судов и плавбаз. Охотоморская минтаевая экспедиция напоминала город в море: десятки тысяч моряков снабжали страну миллионами тонн мороженой рыбы, рыбной муки, жира и другой продукции.

В целом в рыбохозяйственном комплексе работало более 1 млн человек, а объем выловленной рыбы увеличился с 1,4 млн тонн в 1940 году до 11,6 млн тонн в конце 1980-х годов. Из рыбы и других морских обитателей изготавливали и довольно необычные (и, увы, не очень вкусные) продукты – шпротный паштет, мясо криля, китовую колбасу, салат из морской капусты.

Массовое производство рыбной продукции привело к повторному введению «рыбного дня». На этот раз постановление ЦК КПСС закрепило за «рыбным днем» определенный день недели – четверг.

В «рыбный день» в предприятиях общественного питания предлагались исключительно блюда из рыбы: рыбный суп, жареная рыба на второе, рыбные консервы в качестве закуски.

Из меню ресторана при «Аэровокзале» на Соколе, 1967 год (рыбные блюда):

· шпроты в масле – 33 коп;

· севрюга горячего копчения – 55 коп;

· сельдь натуральная – 32 коп;

· судак заливной – 64 коп;

· осетрина с гарниром – 98 коп;

· солянка рыбная – 1 руб. 27 коп;

· судак отварной, соус польский – 99 коп.

Светлана Анникова

источник




Пахомов Алексей Федорович. «Старый мастер»


Большой Голицынский пруд. 1975

Источник ➝

Победный таран капитана Матвеева. Как элиту люфтваффе спустили на землю

В Музее Победы хранятся личные фотографии комэска Владимира Матвеева. А посвященные ему стихи раньше знали наизусть многие ленинградцы.

В боях под Ленинградом части вермахта поддерживали с воздуха 760 самолетов 1-го воздушного флота Германии и 307 финских машин. Соотношение сил было примерно 2 к 1 в пользу гитлеровцев, вспоминал маршал Александр Новиков, в Великую Отечественную командовавший авиацией Ленфронта.

Пилоты элитного подразделения люфтваффе – эскадры Grunherz были мастерами воздушного боя и славились тем, что понесли наименьшие потери в сражениях в Испании, Франции, битве за Британию.

Однако над Ленинградом уже к 22 июля 37 из 112 летчиков эскадры погибли или пропали без вести. Многих немецких асов советские летчики «ссаживали» с небес, применяя оружие последнего шанса – таран. За сорок первых дней обороны Ленинграда защитники неба над ним совершили 20 таких ударов.

После боя, закончившегося тараном, за семь месяцев 1941 года капитан Матвеев сбил еще 13 самолетов

«Вернулся я в штаб на Дворцовую площадь поздно и сразу же потребовал боевую сводку дня. Ничего утешительного в ней не было. Правда, под Лугой противник безуспешно пытался занять предполье, но на новгородском направлении соединения 56-го моторизованного корпуса теснили нас на Сольцы. Наша авиация, пользуясь улучшением погоды, все светлое время висела над войсками гитлеровцев, нанося по ним бомбовые и штурмовые удары. По предварительным данным, советские летчики только на лужском направлении уничтожили за двое суток – 11 и 12 июля – 60 танков и около 100 автомашин с мотопехотой врага. Отдельно от сводки лежала телефонограмма. «Опять потери!» – с горечью подумал я. Но на этот раз ошибся. В телефонограмме сообщалось о подвигах двух летчиков-истребителей: командира эскадрильи 154-го иап коммуниста Матвеева и командира звена 19-го иап кандидата в члены партии Антонова. Оба сбили вражеские самолеты тараном», – вспоминал маршал Новиков.

Капитан Матвеев в небе Северной Пальмиры новичком не был. В советско-финскую войну получил самую уважаемую солдатскую медаль – «За отвагу». С первых дней Великой Отечественной на фронте. 7 июля 1941 года командир эскадрильи 154-го истребительного полка Северного флота в «собачьей свалке» – воздушном бое, когда рубились не на жизнь, а на смерть несколько десятков машин, израсходовав весь боезапас своего МиГ-3, таранил Ме-109 – концом плоскости срезал хвостовое оперение фашистского истребителя. Вражеский самолет упал у деревни Малютино, советский ас сумел дотянуть до своего аэродрома и благополучно приземлиться.

Звание Героя Советского Союза присвоено Матвееву 22 июля 1941 года. Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» в Смольном ему вручал член Военного совета фронта корпусной комиссар Николай Климентьев. Поэт Александр Прокофьев написал о подвиге Матвеева:

Все мы, все мы нынче ленинградцы,

Как и ты, товарищ капитан,

Враз решивший:

– Драться, так уж драться.

Кончились патроны – на таран!

Капитан Матвеев получил новое назначение – командовать 158-м иап 39-й иад ВВС Северного фронта. С конца декабря 1941 года полк перебазировался на полевой аэродром Подборовье и приступил к сопровождению транспортных самолетов в блокадный Ленинград. Когда в полную силу заработала ледовая дорога через Ладогу, полк прикрывал войска 54-й армии, обеспечивал охрану путей и моста через реку Волхов. За семь месяцев капитан Матвеев сбил 13 вражеских самолетов. Летчики авиаполка, которым он командовал, уничтожили за это время 69 немецких асов.

Погиб 1 января 1942 года над Ладогой, прикрывая Дорогу жизни. Но и в последней своей схватке советский ас сумел сбить вражеский Ме-109. Похоронили героя в родном Ленинграде, на Северном кладбище.

Сын летчика Владимир Владимирович Матвеев служил в Пограничных войсках СССР, уволился в запас в звании полковника. В его семье чтут память о знаменитом дедушке – с любовью оформили альбом с документами и фотографиями военной поры, пять снимков Владимира Ивановича передали в Музей Победы.

Наталья Катрич,
ведущий специалист по связям с общественностью Музея Победы

Популярное в

))}
Loading...
наверх