Передвижные АЭС в СССР

Поговoрим о передвижных атомных электростанциях в Советском союзе.

Зачем вообще нужная такая штука? Энергообеспечение удалённых объектов, военных и промышленных. В случае внезапного отключение обычной электростанции (природный катаклизм ли, или техногенная катастрофа) – можно быстро перебросить на место передвижную, и ей «заткнуть» проблему, пока нормальная электросеть не будет восстановлена.

Атомная отрасль являлась весьма новой, и практически всё создавалось с нуля. Тем не менее в 57 году был спущен на воду атомный ледокол «Ленин», на опыт которого можно было в некоторой степени опереться.

Так что в 1960-м в Обнинском физико-энергетическом институте стартовала программа ТЭС-3.

Передвижные АЭС в СССР Cat_cat, История, Длиннопост, АЭС, СССР, Изобретения

Энергосамоход ТЭС-3

Передвижные АЭС в СССР Cat_cat, История, Длиннопост, АЭС, СССР, Изобретения

Модель ТЭС-3 в рабочем режиме.

Одно дело – огроменный корабль, и чуть другое – сухопутное шасси. Выбор пал на гусеничный ход. Впрочем, самой большой платформы, тяжёлого танка Т-10, всё равно не хватило – его пришлось удлинить с 7 до 10 катков. Даже в таком виде электростанция находилась на четырёх энергосамоходах. На первом находился реактор (двухконтурный водно-водяной), на втором – парогенератор, на третьем – электрогенератор, а на четвёртом размещался пункт управления этим делом. Габариты были ограниченны возможностью стандартных ж/д перевозок, и именно этим требованием и обусловлен внешний вид машин. И именно поэтому их мрачно прозвали «гробами». Саму установку разработали и построили меньше чем за год, что, согласитесь, весьма недурно для столь новых проектов.

По прибытии на место машины расставлялись в нужном порядке, соединялись между собой – и реактор готов к работе. Выходная мощность составляла 1,5 МВт электрических, что не так уж и мало, плюс требует топлива много меньше дизель генераторов - длительность кампани составляла 250 дней.

Испытания установки проводились до 65 года, на основании которых была подтверждена жизнеспособность идей передвижных АЭС. Тем не менее, для хозяйственных нужд конкретно ТЭС-3 было признана непригодной. Параллельно разрабатывался и проект плавучей АЭС, но военные от него отказались.

Но это не всё. В 63 году прошёл своего рода тендер на проекты передвижной АЭС. Также по военному заказу. В проекте предполагалась меньшая мощность (500-800 кВт), но другие требования были пожёстче: температурный режим -50+35 °C, работа при высокой влажности, возможность помимо вагона влезть и в габариты самолётной кабины. Для этого дела свои проекты предоставили ИЯЭ АН БССР (Минск), ФЭИ (Обнинск), ИАЭ им. Кручатова (Москва) и ОКБМ (Нижний Новгород). Предпочтение было отдано первому проекту, но какое-то движение началось лишь через 10 лет – только тогда было создано специальное КБ с опытным производством. И ещё больше 10 лет пришлось ждать создание прототипа, который получил имя «Памир-630Д».

Передвижные АЭС в СССР Cat_cat, История, Длиннопост, АЭС, СССР, Изобретения

Музейная моделька Памира-630Д

Основной «фишкой» одноконтурного реактора стало использование тетраоксида азота (N2O4) в качестве теплоносителя и рабочего тела. Во-первых, это позволило сократить размеры и массу установки, во-вторых – сильно снижало потребление воды, что так же было прописано в тех.задании. Вроде как круто, но вещество крайне агрессивное, особенно в точках фазовых переходов. Частично проблема была решена добавлением моноокиси азота, но только в реакторной зоне. «Коктейль» получил название нитрин. Но у него оставался ещё один нюанс: при реакции с водой N204 превращается в азотную кислоту, со всеми вытекающими… во всех смыслах этого слова. При нормальных условиях этот тетраоксид имеет форму оранжевого пара. Однажды во время испытаний произошла небольшая утечка, и один из сотрудников КБ ненамеренно вдохнул сей газ… который прореагировал с влагой в лёгких. С летальным исходом.

Тем не менее, использование нитрина позволило впихнуть реакторную установку в полуприцеп с общей массой 65 тонн. Во втором таком же прицепе размещался генераторный блок, тягачом для них выступал МАЗ-537. Ещё на трёх КРАЗах располагалось системы управления реактором и резервная энергоустановка. По сравнению с ТЭС-3 тут использовалось несколько меньше уникальных транспортных средств. Мощность данной АЭС составило 630 кВт, что отраженно в названии. Работа само собой была возможна только в стационарном режиме. По прибытии на место полуприцепы ставились на домкраты, с них снимались колёса (хз зачем) и они (полуприцепы) соединялись между собой. Остальные машины парковались не ближе 150 метров от реактора. Сама установка управлялось двумя ЭВМ с третьей в горячем резерве.

Прототип был готов к концу 85 года и начал проходить различные испытания. Но в конце апреля следующего года случилась авария на ЧЭАС. Резко усилился градус радиофобии, и начали задаваться неудобные вопросы из серии «А что это делает ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АТОМНЫЙ РЕАКТОР под боком столицы советской республики?». Так что на волне всего этого в 88 году проект был закрыт, а единственная установка – утилизирована.

На этом заканчивается история передвижных атомных электростанций на «сухопутном» ходу. Оно и понятно – при некоторых плюсах, автомобильный транспорт имеет жёсткие массогабаритные рамки, в которые впихнуть всё очень затруднительно, как и гарантировать безопасность, приемлемую для атомных проектов. Впрочем, на воде передвижные АЭС не умерли – буквально в июне 2019 Ростехнадзор выдал лицензию на эксплуатацию плавучего энергоблока «Академик Ломоносов», и уже в этом году планируется его запуск. Что и понятно – адекватно впихнуть АЭС в 20 000 тонн несколько проще, в 60.

Картинки: первые две - ТЭС-3, третья - макет Памира, четвёртая - часть его реактора, на пятой плавучий энергоблок "Академик Ломоносов"

Передвижные АЭС в СССР Cat_cat, История, Длиннопост, АЭС, СССР, Изобретения

Всё, что осталось от "Памира"

На этом заканчивается история передвижных атомных электростанций на «сухопутном» ходу. Оно и понятно – при некоторых плюсах, автомобильный транспорт имеет жёсткие массогабаритные рамки, в которые впихнуть всё очень затруднительно, как и гарантировать безопасность, приемлемую для атомных проектов.

Впрочем, на воде передвижные АЭС не умерли – буквально в июне 2019 Ростехнадзор выдал лицензию на эксплуатацию плавучего энергоблока «Академик Ломоносов», и уже в этом году планируется его запуск. Что и понятно – адекватно впихнуть АЭС в 20 000 тонн несколько проще, чем в 60.

Передвижные АЭС в СССР Cat_cat, История, Длиннопост, АЭС, СССР, Изобретения

"Академик Ломоносов"

 

Источник: Cat_Cat. Автор: Борис Плавник.

Источник ➝

Дивизия «Галичина»: «гордости украинской нации» хватило на четыре дня

Попадание в «котел» - «воинская традиция» украинских националистов

Вся современная украинская историография и производное от нее - идеология украинства, строятся на целом ряде мифов. Один из них - о героической борьбе за свободу и независимость Украины дивизии СС «Галичина» («Галиция»), сформированной из числа украинских националистов.

Тут стоит отметить, что в отличие, например, от сказок о «древних украх» легенды об украинских эсэсманах все же содержат некий элемент правды (они существовали в реальности), и поэтому они особенно ценны для идеологов украинского национализма.

Сегодня на Украине со всеми возможными почестями  осуществляют перезахоронения предполагаемых останков эсэсовцев, при этом почетные караулы наряжаются в полевую форму Ваффен СС. В захваченном украинскими формированиями Славянске развернут музей, центральная экспозиция которого посвящена «защитникам Украины» из «Галичины».


К настоящему моменту на Украине выпущено множество всевозможной литературы, посвященной этому соединению, от «научных» монографий, до детских комиксов, описывающих «славный боевой путь» и «подвиги» украинских эсэсманов. Правдивая информация в них исчерпывается всего двумя фактами - такая дивизия была в действительности, и ее рядовой и младший командный состав был представлен западными украинцами. Все остальные россказни об успешной борьбе «галичан» с «красными» и «москалями» - художественный вымысел.
В действительности никаких подвигов и достижений в активе этого формирования не присутствовало. Какова же реальная история «Галичины»? Вопреки ее формальному «стрелковому» статусу эта дивизия была в реальности полицейской по ее структуре, системе вооружения и, главное, по специфическим навыкам личного состава. Собственно, и сформирована она была из отрядов вспомогательной «украинской» полиции.


Напомним, что нацисты с первых месяцев войны начали создавать коллаборационистские формирования для борьбы с советскими партизанами и диверсантами, охраны складов и коммуникаций и поддержания нацистского «порядка» на оккупированных территориях.
Преследовали эти формирования и пропагандистские задачи, демонстрируя «поддержку германских освободителей местным населением».


Впрочем, главной их задачей было освободить немецкие штыки от поддержания порядка в тылу для самого важного дела - уничтожения РККА и завершения блицкрига.


Кроме того, ряд немецких военачальников, преимущественно старой военной школы, старались избавить своих солдат от участия в карательных действиях и этнических чистках, полагая, что участие в таких акциях деморализует военнослужащих, превращая их из солдат в палачей, что снижает их боевую ценность. Так что всю «грязную работу» прусские аристократы с радостью спихивали на войска СС и «туземные» формирования.


А значительная часть западных украинцев охотно шла в «полицаи» в надежде получить сытный паек, власть над односельчанами и возможность свести счеты со своими врагами, а также с поляками и евреями. Ни о какой «украинской державе» они и не помышляли. Да и их германские хозяева с первых своих шагов на украинской земле отчетливо дали понять - создание украинской государственности в их планы не входит, а их планы на земли Украины серьезно отличаются от «мрий» украинских националистов.


Вот из таких «патриотов» и была создана дивизия. Надо сказать, что немцы первоначально не оценили реального значения и размаха партизанской войны, наивно полагая, что иррегулярных отрядов из вооруженных трофейными трехлинейками и «максимами» предателей и перебежчиков, будет вполне достаточно для обуздания «красных бандитов». Однако вскоре им стало ясно, что для успешной войны «в сумраке леса» необходимы не просто обученные бойцы, а высококлассные профессионалы, которых уже катастрофически не хватало.
Резко ухудшившаяся ситуация в собственном тылу вынудила немцев начать работу по превращению вспомогательной полиции в подобие боеспособных армейских частей. Впрочем, тяжелым вооружением их обычно не «перегружали». Во-первых,  для фронта не хватало, а во-вторых, все же особого доверия этим «унтерменшам» не было.


Так из разрозненных полицейских отрядов к весне 1943 года была сформирована дивизия СС «Галиция». Причем, ее немецкие офицеры констатировали отвратительнейшую дисциплину среди рядового украинского состава, сносный уровень которой не удавалось поначалу достигнуть даже суровыми репрессиями.


Некоего  сходства с армейским соединением  титаническими усилиями немецкого персонала удалось достичь только к весне 1944 года. Во всяком случае, дивизию признали достаточно боеспособной для того, чтобы ее привлечь к контрпартизанским операциям, как полноценное войсковое соединение. Однако стремительно сдвигающаяся на Запад линия фронта заставила гитлеровцев использовать карателей для борьбы с регулярными частями Красной Армии.


25 июня украинских эсэсовцев перебросили под Броды, где они составили второй эшелон немецкой обороны. Но уже 15 июля их вместе с двумя танковыми дивизиями вермахта бросили в контратаку против наступающих частей 1-го Украинского фронта. Контрудар был отбит, а панцергренадеры вместе с их «украинскими союзниками» обращены в бегство.


А уже 18 июля, наступая сразу с двух сторон, войска 1-го Украинского фронта взяли немецкую группировку и входящую в ее состав «Галичину» в «котел». Из окружения сумели вырваться только 500 украинских эсэсовцев (к началу разгрома в дивизии насчитывалось свыше 15 тысяч солдат и офицеров), все остальные были уничтожены или взяты в плен.


Современные украинские «историки» пишут, что именно против «украинской» дивизии советское командование бросило все лучшие силы. Чуть ли не по личному приказу Сталина, который, якобы особенно ненавидел украинцев. В действительности, советские воины узнали, что сражались против коллаборационистов, когда те уже были разгромлены. Впрочем, к этому моменту красноармейцы успели уже перемолоть множество самых разных национальных формирований, и удивить их чем либо было трудно. Во всяком случае, в воспоминаниях советских участников тех событий никакого ажиотажа по поводу «Галичины» не присутствует.


Можно сказать так - войска 1-го Украинского фронта перемолотили «украинскую» дивизию даже не заметив этого. Так быстро и бесславно закончилась военная история «гордости украинской нации», как называют современные украинские «историки» эсэсовскую дивизию.


Впрочем, гитлеровцы не хотели терять этот бренд, и в августе 1944 года они сформировали новую дивизию СС «Галиция». Но использовать ее против Красной Армии уже не рисковали, возложив на нее исключительно карательные функции.


Справедливости ради добавим, что и немецкие каратели показывали крайне невысокую эффективность в бою против регулярных войск. Так, единственная попытка использовать против РККА печально знаменитую бригаду Дирлевангера закончилась ее разгромом и огромными потерями карателей.


Борис Джерелиевский

Популярное в

))}
Loading...
наверх