оксана чернышева предлагает Вам запомнить сайт «Обратно в СССР. Вспоминая наше советское прошлое»
Вы хотите запомнить сайт «Обратно в СССР. Вспоминая наше советское прошлое»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Вечно живой ЗиЛ-130

развернуть

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

О чем вы подумаете, услышав «ЗИЛ»? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода? Уверен, что у большинства в голове материализуется образ бело-голубой кабины 130-го! Ведь это самая успешная модель бывшего автогиганта, отмечающего в этом году вековой юбилей. Проследим жизненный путь легендарного грузовика: от рождения до ухода на покой
 
 
Первые шаги К началу пятидесятых ЗИС-150, разработка которого началась еще в довоенный период, морально устарел. ЗИЛ-164, серийный выпуск которого начался в 1957 году, оказался лишь временным решением. По сути, это была глубокая модернизация все той же 150-й модели. Государству требовалась совершенно новая машина. Первые опытные образцы ЗИЛ-130 грузоподъемностью в четыре тонны были построены в конце 1956 года. Под капотом установили рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-120, знакомый по предыдущей модели. Но вскоре от этого мотора отказались в пользу нового агрегата.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Двигатель V8 рабочим объемом шесть литров выдавал 150 л.с. Степень сжатия была всего 6,5 единиц, зато двигатель мог работать на 72-м бензине. На доводку и испытания автомобиля ушло шесть лет, и первые опытные партии были собраны в 1962 году. Но машины требовали дополнительных доводочных испытаний. Масштабное производство стартовало лишь 1 октября 1964 года. Явление народу Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году. Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу. Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе. Запоздалая смена Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн. В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д. Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130–76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс — 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель. И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го — ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года. По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время — в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался. Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Плакат Автоэкспорта. ЗИЛ-130 поставлялся и за рубеж. В первую очередь в страны социалистического лагеря. Кое-где 130-е работают до сих пор.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

На базе «сто тридцатого» был создан и седельный тягач — ЗИЛ 130В (на фото автомобиль красного цвета для экспорта).

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Еще одно ответвление — трехосный ЗИЛ-133 (на фото ЗИЛ-133ГЯ). Этот автомобиль был нужен заводу «еще вчера», но появился слишком поздно.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Самый известный родственник 130-го — армейский ЗИЛ-131. Полноприводный трехосный 131-й демонстрировал чудеса проходимости и до сих пор в строю.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

На базе самосвала ММЗ-555 создали еще одну модификацию — ММЗ-554. Объем кузова был увеличен с трех до пяти кубометров.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Перевозчик багажа в аэропорту АПК-9 на базе удлиненного ЗИЛ-130Г до сих пор стоит на службе. Недавно я видел такие автомобили в аэропорту Мурманска.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.
 

Источник →

Опубликовано 05.01.2017 в 09:50

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Николай Ширшов
Николай Ширшов 5 января, в 23:19 Да, ЗИЛ - 130 классный автомобиль, мне довелось поработать на ММЗ-555 - самосвале, это была ласточка по сравнению с ММЗ - 585. Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Эротические рисунки из Совет…

Эротические рисунки из Советского Союза!

10 авг 16, 10:21
+431 63
Немцы о наших дедах...

Немцы о наших дедах...

5 май 16, 20:39
+334 46
Фото политиков в молодости, …

Фото политиков в молодости, которые вы не видели

25 дек 16, 15:23
+295 37
Ну Погоди!!! Стекольный Заво…

Ну Погоди!!! Стекольный Завод. Серия не вышедшая на экраны СССР (1969)

27 июл 16, 11:17
+236 12
Что можно было купить на сов…

Что можно было купить на советские деньги

25 ноя 11, 18:33
+175 407
Душевные фото из СССР!))

Душевные фото из СССР!))

27 апр 16, 19:54
+167 238
Советская зарплата 1985 года сегодня

Советская зарплата 1985 года сегодня

23 окт 16, 16:27
+137 256
Сотни американских шпионов в…

Сотни американских шпионов в период холодной войны были пойманы в СССР по глупейшей причине

3 авг 16, 21:56
+123 61
В память об СССР!

В память об СССР!

26 ноя 11, 22:01
+115 87
Вы просто совсем не знаете русских

Вы просто совсем не знаете русских

21 авг 16, 20:32
+112 14
Путешествие во времени

Путешествие во времени

2 мар 12, 14:07
+107 164
Читать
Блог
Ранняя советская антирелигиозная пропаганда
25 май, 14:47
0 1
Хрущев инициатор механизма разрушения СССР
25 май, 12:22
0 1
Александр Беляев - произведения,биография и тайна смерти великого фантаста
25 май, 14:42
+7 3
Учебник истории СССР для 4 класса 1965-1969 г.
23 май, 09:12
+1 1

Последние комментарии

Ностальгические демотиваторы…

Ностальгические демотиваторы про СССР

6 апр, 10:01
+74 20
Правда о Сталине, которая ос…

Правда о Сталине, которая оставалась секретной более 70 лет

15 май, 13:39
+64 21
Гербы республик СССР Было и стало

Гербы республик СССР Было и стало

20 апр, 09:28
+39 52
СССР и его обитатели, сканы …

СССР и его обитатели, сканы из журналов 1956-1962 годов

19 мар, 10:01
+33 6

Поиск по блогу

А помните? Переводные картин…

А помните? Переводные картинки из ГДР

25 май, 20:43
+2 0
Преступления и расстрел само…

Преступления и расстрел самого юного мерзавца СССР

25 май, 14:48
+1 2
Ранняя советская антирелигио…

Ранняя советская антирелигиозная пропаганда

25 май, 14:47
0 1
Александр Беляев - произведе…

Александр Беляев - произведения,биография и тайна смерти великого фантаста

25 май, 14:42
+7 3
Хрущев инициатор механизма р…

Хрущев инициатор механизма разрушения СССР

25 май, 12:22
0 1
СТАЛИН ПРЕДЛАГАЛ ВВЕСТИ 5-ЧА…

СТАЛИН ПРЕДЛАГАЛ ВВЕСТИ 5-ЧАСОВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ

25 май, 12:20
+1 2
Почему дети СССР были другими

Почему дети СССР были другими

25 май, 12:18
0 0
Почему в Советской Прибалтик…

Почему в Советской Прибалтике жилось лучше, чем в остальном СССР

25 май, 09:51
0 3
Самый страшный теракт в истории СССР

Самый страшный теракт в истории СССР

24 май, 16:25
+1 2
Гид по истории советского пива

Гид по истории советского пива

24 май, 16:23
+1 0
Путешествие Мартина Манхофа по СССР

Путешествие Мартина Манхофа по СССР

24 май, 12:16
0 0
Значимость победы Советского…

Значимость победы Советского Союза над Японской Империей.

23 май, 09:21
+3 1
Жуков и Рокоссовский – кто б…

Жуков и Рокоссовский – кто больше сделал для Победы.

23 май, 09:20
+4 16
Как в Первопрестольной распа…

Как в Первопрестольной распахнула свои двери крупнейшая воздушная гавань Советского Союза

23 май, 09:15
+1 0
Сравнение задач 11 класса 19…

Сравнение задач 11 класса 1991г. и 2015г.

23 май, 09:13
+5 22
Учебник истории СССР для 4 к…

Учебник истории СССР для 4 класса 1965-1969 г.

23 май, 09:12
+1 1
За Родину, за Сталина! Из ис…

За Родину, за Сталина! Из истории политических протестов в СССР

23 май, 09:04
+2 2
Как в СССР ловили предателей

Как в СССР ловили предателей

22 май, 22:22
+6 0
Путешествие по Украинской СС…

Путешествие по Украинской ССР в 1977 году

22 май, 22:16
+1 0
Владислав Третьяк - вратарь,…

Владислав Третьяк - вратарь, поставивший Канаду на колени

22 май, 22:07
+4 0