оксана чернышева предлагает Вам запомнить сайт «Обратно в СССР. Вспоминая наше советское прошлое»
Вы хотите запомнить сайт «Обратно в СССР. Вспоминая наше советское прошлое»?
Да Нет
×

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Чтобы  получить возможность оставлять свое мнение и комментарии в темах, а также получать уведомления о новых публикациях, необходимо нажать кнопку "ЧИТАТЬ". При публикации темы, используя кнопку "ДОБАВИТЬ ТЕМУ" ссылка на источник обязательна.

Вечно живой ЗиЛ-130

развернуть

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

О чем вы подумаете, услышав «ЗИЛ»? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода? Уверен, что у большинства в голове материализуется образ бело-голубой кабины 130-го! Ведь это самая успешная модель бывшего автогиганта, отмечающего в этом году вековой юбилей. Проследим жизненный путь легендарного грузовика: от рождения до ухода на покой
 
 
Первые шаги К началу пятидесятых ЗИС-150, разработка которого началась еще в довоенный период, морально устарел. ЗИЛ-164, серийный выпуск которого начался в 1957 году, оказался лишь временным решением. По сути, это была глубокая модернизация все той же 150-й модели. Государству требовалась совершенно новая машина. Первые опытные образцы ЗИЛ-130 грузоподъемностью в четыре тонны были построены в конце 1956 года. Под капотом установили рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-120, знакомый по предыдущей модели. Но вскоре от этого мотора отказались в пользу нового агрегата.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Двигатель V8 рабочим объемом шесть литров выдавал 150 л.с. Степень сжатия была всего 6,5 единиц, зато двигатель мог работать на 72-м бензине. На доводку и испытания автомобиля ушло шесть лет, и первые опытные партии были собраны в 1962 году. Но машины требовали дополнительных доводочных испытаний. Масштабное производство стартовало лишь 1 октября 1964 года. Явление народу Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году. Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу. Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе. Запоздалая смена Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн. В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д. Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130–76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс — 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель. И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го — ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года. По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время — в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался. Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Плакат Автоэкспорта. ЗИЛ-130 поставлялся и за рубеж. В первую очередь в страны социалистического лагеря. Кое-где 130-е работают до сих пор.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

На базе «сто тридцатого» был создан и седельный тягач — ЗИЛ 130В (на фото автомобиль красного цвета для экспорта).

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Еще одно ответвление — трехосный ЗИЛ-133 (на фото ЗИЛ-133ГЯ). Этот автомобиль был нужен заводу «еще вчера», но появился слишком поздно.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Самый известный родственник 130-го — армейский ЗИЛ-131. Полноприводный трехосный 131-й демонстрировал чудеса проходимости и до сих пор в строю.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

На базе самосвала ММЗ-555 создали еще одну модификацию — ММЗ-554. Объем кузова был увеличен с трех до пяти кубометров.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Перевозчик багажа в аэропорту АПК-9 на базе удлиненного ЗИЛ-130Г до сих пор стоит на службе. Недавно я видел такие автомобили в аэропорту Мурманска.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.
 

Источник →

Опубликовано 05.01.2017 в 09:50

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Николай Ширшов
Николай Ширшов Да, ЗИЛ - 130 классный автомобиль, мне довелось поработать на ММЗ-555 - самосвале, это была ласточка по сравнению с ММЗ - 585. Текст скрыт развернуть
1
5 января, в 23:19
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Воспоминания регулировщицы Д…

Воспоминания регулировщицы Дороги жизни

19 янв, 10:01
+1 0
Зима 1982 года

Зима 1982 года

19 янв, 09:01
0 0
Кто оставил следы на пыльных…

Кто оставил следы на пыльных тропинках

19 янв, 06:04
+5 1
Первые советские лотереи

Первые советские лотереи

19 янв, 00:03
0 0
Как Михаил Боярский д’Артань…

Как Михаил Боярский д’Артаньяном стал

19 янв, 00:02
0 0
Судьба Марины Нееловой

Судьба Марины Нееловой

18 янв, 01:26
+9 2
О ЧЁМ ГОВОРИТ ФОТОГРАФИЯ «ФИ…

О ЧЁМ ГОВОРИТ ФОТОГРАФИЯ «ФИНГАЛ ГУМИЛЁВА»

18 янв, 01:07
0 0
В 1980-х годах в СССР дети в…

В 1980-х годах в СССР дети верили, что…

17 янв, 09:01
-1 1
За что Советская власть не ж…

За что Советская власть не жаловала попов? Читаем и думаем!

17 янв, 01:06
+9 21
ТЕМЫ РУССКИХ СОЧИНЕНИЙ 100 ЛЕТ НАЗАД

ТЕМЫ РУССКИХ СОЧИНЕНИЙ 100 ЛЕТ НАЗАД

16 янв, 21:01
+6 2
10 легендарных фотографий ав…

10 легендарных фотографий автомобилей УАЗ и невероятных историй, связанных с этими машинами

16 янв, 18:58
+3 2
Формула любви «профессора Со…

Формула любви «профессора Сони»: почему Софья Ковалевская заключила фиктивный брак и уехала из России

16 янв, 12:01
+1 1
Была ли у вождей зарплата?

Была ли у вождей зарплата?

16 янв, 09:48
+4 3
Забавные и странные изречени…

Забавные и странные изречения от «вождей»

16 янв, 09:46
+1 3
Действительно коммунистические имена

Действительно коммунистические имена

16 янв, 09:45
+5 5
Вор Яков Кошельков

Вор Яков Кошельков

16 янв, 09:42
+1 1
Как разграбили СССР или пир …

Как разграбили СССР или пир мародёров

16 янв, 05:48
+1 7
Горячая десятка концепт-каро…

Горячая десятка концепт-каров позднего СССР

16 янв, 00:30
-1 1
Юбилей любимого фильма — пол…

Юбилей любимого фильма — полвека назад на экраны вышла комедия «Кавказская пленница»

15 янв, 21:22
+2 0
Из запылившегося

Из запылившегося

15 янв, 13:00
+9 2
Советские механические приборы

Советские механические приборы

15 янв, 12:52
+3 0
Начало распада СССР: штурм т…

Начало распада СССР: штурм телецентра в Вильнюсе

15 янв, 12:50
+2 1
СУДЬБА СВЕТЛАНЫ СВЕТЛИЧНОЙ

СУДЬБА СВЕТЛАНЫ СВЕТЛИЧНОЙ

15 янв, 09:01
+3 2
Человек-тайна. Почему Сергею…

Человек-тайна. Почему Сергею Королёву не дали Нобелевскую премию?

14 янв, 11:01
0 2
Подвиг советского летчика А.…

Подвиг советского летчика А.А. Куксина

14 янв, 10:00
+5 2
Редкие свадебные фотографии …

Редкие свадебные фотографии советских знаменитостей

14 янв, 09:02
+5 2
Как снимали фильм «Старый Новый год»

Как снимали фильм «Старый Новый год»

14 янв, 07:02
+3 1
ИЖ Планета Спорт

ИЖ Планета Спорт

13 янв, 12:30
+2 0
Увековечена навечно

Увековечена навечно

13 янв, 12:01
+3 0
Душа советской космонавтики:…

Душа советской космонавтики: 110 лет со дня рождения Сергея Королёва

13 янв, 11:40
0 0
Читать
Сейчас обсуждают
Кто оставил следы на пыльных тропинках
19 янв, 06:04
+5 1
Судьба Марины Нееловой
18 янв, 01:26
+9 2
В 1980-х годах в СССР дети верили, что…
17 янв, 09:01
-1 1
ТЕМЫ РУССКИХ СОЧИНЕНИЙ 100 ЛЕТ НАЗАД
16 янв, 21:01
+6 2
За что Советская власть не ж…

За что Советская власть не жаловала попов? Читаем и думаем!

17 янв, 01:06
+9 21
Судьба Марины Нееловой

Судьба Марины Нееловой

18 янв, 01:26
+9 2
Правда о Хрущёвской лжи и подлости

Правда о Хрущёвской лжи и подлости

13 янв, 11:02
+9 7
Из запылившегося

Из запылившегося

15 янв, 13:00
+9 2
ТЕМЫ РУССКИХ СОЧИНЕНИЙ 100 ЛЕТ НАЗАД

ТЕМЫ РУССКИХ СОЧИНЕНИЙ 100 ЛЕТ НАЗАД

16 янв, 21:01
+6 2
Лучшие темы недели
Эротические рисунки из Советского Союза!

Эротические рисунки из Советского Союза!

  Художник Валерий Барыкин нарисовал иллюстрации, сочетающие в себе стилистику социальных плакатов времен Советского Союза и американских постеров 60-х годов в с

10 авг 16, 10:21
+390 62
Немцы о наших дедах...

Немцы о наших дедах...

  (Из книги Роберта Кершоу «1941 год глазами немцев»): «Во время атаки мы наткнулись на легкий русский танк Т-26, мы тут же его щелкнули прямо из 37-ми

5 май 16, 20:39
+293 38
Фото политиков в молодости, которые вы не видели

Фото политиков в молодости, которые вы не видели

      Борис Ельцин Владимир Жириновский Виктор Ющенко Нурсултан Назарбаев Джордж Буш-младший   Бар

25 дек 16, 15:23
+275 35
Дин Рид. Открытое письмо подлецу и либералу Солженицыну. Удивительно, насколько эти слова актуальны и сегодня

Дин Рид. Открытое письмо подлецу и либералу Солженицыну. Удивительно, насколько эти слова актуальны и сегодня

    Удивительно, насколько эти слова актуальны и сегодня. Письмо было написано 40 лет назад, и до сих пор оно не потеряло своей актуальности. Никто из пис

23 май 16, 11:14
+235 122
Ну Погоди!!! Стекольный Завод. Серия не вышедшая на экраны СССР (1969)

Ну Погоди!!! Стекольный Завод. Серия не вышедшая на экраны СССР (1969)

Всесоюзный сатирический киножурнал ФИТИЛЬ представляет: серию мультфильма \"Ну погоди стекольный завод\". Серия не вышедшая на экраны СССР. Редкий мультфильм.

27 июл 16, 11:17
+220 10
Душевные фото из СССР!))

Душевные фото из СССР!))

Хотите попутешествовать во времени? Назад в СССР! Душевная подборка из прошлого нашей страны. В Советском Союзе не все было хорошо и гладко, но почему-то я вспом

27 апр 16, 19:54
+148 189

Последние комментарии

Поиск по блогу