оксана чернышева предлагает Вам запомнить сайт «Обратно в СССР. Вспоминая наше советское прошлое»
Вы хотите запомнить сайт «Обратно в СССР. Вспоминая наше советское прошлое»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
НОВЫЕ ТЕМЫ
Мифы о Сталинграде стали важной частью информационной войны против России
23 ноя, 17:59
0 0
История возникновения приставки Sega
23 ноя, 16:05
0 0
Угадай, кто на фото
23 ноя, 15:59
0 0
Кровавое наследие большевизма
23 ноя, 15:55
-5 5
Как Хрущёв отомстил Сталину за гибель сына
23 ноя, 11:25
0 0
Советский «Серый кардинал»
22 ноя, 14:01
+2 2

Вечно живой ЗиЛ-130

развернуть

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

О чем вы подумаете, услышав «ЗИЛ»? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода? Уверен, что у большинства в голове материализуется образ бело-голубой кабины 130-го! Ведь это самая успешная модель бывшего автогиганта, отмечающего в этом году вековой юбилей. Проследим жизненный путь легендарного грузовика: от рождения до ухода на покой
 
 
Первые шаги К началу пятидесятых ЗИС-150, разработка которого началась еще в довоенный период, морально устарел. ЗИЛ-164, серийный выпуск которого начался в 1957 году, оказался лишь временным решением. По сути, это была глубокая модернизация все той же 150-й модели. Государству требовалась совершенно новая машина. Первые опытные образцы ЗИЛ-130 грузоподъемностью в четыре тонны были построены в конце 1956 года. Под капотом установили рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-120, знакомый по предыдущей модели. Но вскоре от этого мотора отказались в пользу нового агрегата.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Двигатель V8 рабочим объемом шесть литров выдавал 150 л.с. Степень сжатия была всего 6,5 единиц, зато двигатель мог работать на 72-м бензине. На доводку и испытания автомобиля ушло шесть лет, и первые опытные партии были собраны в 1962 году. Но машины требовали дополнительных доводочных испытаний. Масштабное производство стартовало лишь 1 октября 1964 года. Явление народу Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году. Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу. Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе. Запоздалая смена Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн. В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д. Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130–76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс — 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель. И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го — ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года. По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время — в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался. Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Плакат Автоэкспорта. ЗИЛ-130 поставлялся и за рубеж. В первую очередь в страны социалистического лагеря. Кое-где 130-е работают до сих пор.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

На базе «сто тридцатого» был создан и седельный тягач — ЗИЛ 130В (на фото автомобиль красного цвета для экспорта).

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Еще одно ответвление — трехосный ЗИЛ-133 (на фото ЗИЛ-133ГЯ). Этот автомобиль был нужен заводу «еще вчера», но появился слишком поздно.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Самый известный родственник 130-го — армейский ЗИЛ-131. Полноприводный трехосный 131-й демонстрировал чудеса проходимости и до сих пор в строю.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

На базе самосвала ММЗ-555 создали еще одну модификацию — ММЗ-554. Объем кузова был увеличен с трех до пяти кубометров.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Перевозчик багажа в аэропорту АПК-9 на базе удлиненного ЗИЛ-130Г до сих пор стоит на службе. Недавно я видел такие автомобили в аэропорту Мурманска.

 

Вечно живой ЗиЛ-130

 

Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.
 

Источник →

Опубликовано 05.01.2017 в 09:50

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Николай Ширшов
Николай Ширшов 5 января, в 23:19 Да, ЗИЛ - 130 классный автомобиль, мне довелось поработать на ММЗ-555 - самосвале, это была ласточка по сравнению с ММЗ - 585. Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Мифы о Сталинграде стали важ…

Мифы о Сталинграде стали важной частью информационной войны против России

23 ноя, 17:59
0 0
История возникновения приставки Sega

История возникновения приставки Sega

23 ноя, 16:05
0 0
Угадай, кто на фото

Угадай, кто на фото

23 ноя, 15:59
0 0
Кровавое наследие большевизма

Кровавое наследие большевизма

23 ноя, 15:55
-5 5
Как Хрущёв отомстил Сталину …

Как Хрущёв отомстил Сталину за гибель сына

23 ноя, 11:25
0 0
Советский «Серый кардинал»

Советский «Серый кардинал»

22 ноя, 14:01
+2 2
Почему в Питере по особенном…

Почему в Питере по особенному относятся к кошкам и собакам?

22 ноя, 13:59
+6 0
Дух времени: красные и белые…

Дух времени: красные и белые плакаты в Советской России 1917–1921 годов

22 ноя, 12:08
+2 0
Живые голоса: «Того, что сде…

Живые голоса: «Того, что сделали фашисты, простить нельзя»

22 ноя, 11:23
+3 0
Четвертая власть в СССР

Четвертая власть в СССР

21 ноя, 21:14
0 1
Интересный факт про орден «Победа»

Интересный факт про орден «Победа»

21 ноя, 12:37
+22 2
Кто рисовал советские рубли?

Кто рисовал советские рубли?

21 ноя, 12:36
+3 1
25 советских вещей, о которы…

25 советских вещей, о которых не слышали за границей

21 ноя, 12:35
+15 3
Подвиг военврача: как русски…

Подвиг военврача: как русский герой спас жизни тысячам заключенным фашистского концлагеря

20 ноя, 12:54
+6 5
Малоизвестное стихотворение …

Малоизвестное стихотворение Эльдара Рязанова о юности, памяти и бессмертии

20 ноя, 12:33
+3 1
Мушкетеры с ипотекой 20 лет спустя

Мушкетеры с ипотекой 20 лет спустя

20 ноя, 12:31
+5 2
Что предопределило успех революции?

Что предопределило успех революции?

20 ноя, 12:20
+3 5
Загадка крепленая

Загадка крепленая

20 ноя, 12:02
+3 1
Спасибо товарищу Брежневу

Спасибо товарищу Брежневу

19 ноя, 10:02
+7 3
Советские знаменитости на фо…

Советские знаменитости на фото. 1978 год

19 ноя, 10:02
+3 0
Читать
ПОПУЛЯРНОЕ
Голод в СССР в 30-е годы был организован США

Голод в СССР в 30-е годы был организован США

1 Рассмотрим хронологию событий. 1929 год, в России только что кончилась гражданская война, начинается первая пятилетка (то есть восст

2 ноя, 10:28
+81 49
Черно-белая ретро эротика

Черно-белая ретро эротика

3 ноя, 16:11
+74 14
Добровольное присоединение Казахстана к России

Добровольное присоединение Казахстана к России

4 10 октября 1731 казахи присягнули на верность России Памятник Жанибеку и Керею Абулхаир (1693-17

10 окт, 09:18
+42 77

Последние комментарии

Сергей Крутских
Сергей Крутских
Вик Стрелец
Очередная дешевая ротшильдовская шавка!
Вик Стрелец Кровавое наследие большевизма
СПОРНЫЕ ТЕМЫ
Ну что хотите в такой СССР. А?

Ну что хотите в такой СССР. А?

Всё чаще слышу голоса со стороны лагеря поклонников СССР — мол, посмотрите какая страна была великая, ах как нас все боялись! Если бы сейчас она была, то

7 окт, 16:34
-50 92
О количестве пострадавших от большевизма.

О количестве пострадавших от большевизма.

Историки до сих пор спорят о том сколько человек стали жертвами сталинского режима. Жаркие дискуссии идут и о количестве пострадавших от преступлений больше

16 сен, 21:35
-27 41
5 совковых привычек, от которых пора бы уже избавиться

5 совковых привычек, от которых пора бы уже избавиться

Советского Союза не существует почти 30 лет, однако до сих пор практически в каждом из нас осталась частичка советского наследия — определенные привычки, возникшие

15 июл, 15:07
-26 34
10 принципов работы по-советски

10 принципов работы по-советски

14 сен, 13:04
+14 55
10 самых известных символов …

10 самых известных символов советской эпохи

16 окт, 08:01
+4 6
10 советских космических дос…

10 советских космических достижений, которые вычеркиваются Западом из истории

18 авг, 11:01
+9 7
10 фактов из жизни Веры Глаголевой

10 фактов из жизни Веры Глаголевой

19 авг, 12:07
+2 0

Поиск по блогу

Эротические рисунки из Совет…

Эротические рисунки из Советского Союза!

10 авг 16, 10:21
+451 66
Немцы о наших дедах...

Немцы о наших дедах...

5 май 16, 20:39
+345 48
Фото политиков в молодости, …

Фото политиков в молодости, которые вы не видели

25 дек 16, 15:23
+299 37
Ну Погоди!!! Стекольный Заво…

Ну Погоди!!! Стекольный Завод. Серия не вышедшая на экраны СССР (1969)

27 июл 16, 11:17
+239 14
Что можно было купить на сов…

Что можно было купить на советские деньги

25 ноя 11, 18:33
+182 409
Душевные фото из СССР!))

Душевные фото из СССР!))

27 апр 16, 19:54
+169 242
Советская зарплата 1985 года сегодня

Советская зарплата 1985 года сегодня

23 окт 16, 16:27
+153 261
14 лет на гербе СССР была ош…

14 лет на гербе СССР была ошибка, которую никто не замечал

12 июл, 14:31
+133 168
Вы просто совсем не знаете русских

Вы просто совсем не знаете русских

21 авг 16, 20:32
+132 14
Сотни американских шпионов в…

Сотни американских шпионов в период холодной войны были пойманы в СССР по глупейшей причине

3 авг 16, 21:56
+125 67
В память об СССР!

В память об СССР!

26 ноя 11, 22:01
+120 89
Путешествие во времени

Путешествие во времени

2 мар 12, 14:07
+109 121
От героев былых времен...

От героев былых времен...

23 июн 16, 08:50
+106 10
Такого детства больше нет

Такого детства больше нет

24 фев 12, 18:38
+102 75
Что на самом деле означает «…

Что на самом деле означает «герб Украины»

29 сен 16, 17:02
+101 60
Актеры-фронтовики. Чтобы помнили

Актеры-фронтовики. Чтобы помнили

13 янв 12, 23:09
+88 32
Женщины на войне: правда, о …

Женщины на войне: правда, о которой не принято говорить

25 апр 16, 21:08
+83 28
Ностальгические демотиваторы…

Ностальгические демотиваторы про СССР

6 апр, 10:01
+83 26
Голод в СССР в 30-е годы был…

Голод в СССР в 30-е годы был организован США

2 ноя, 10:28
+81 49