Как советские моряки торпеды у американцев похищали

1 октября отметила полувековой юбилей 38-я бригада кораблей ОСНАЗ ТОФ. О том, как была сформирована корабельная разведка и какие задачи она выполнила, еженедельнику «Звезда» рассказали основатели бригады  

Американская торпеда на борту мрзк «Анероид».  

Бригада была сформирована в 1969 году на базе 19 ОМРТО (отдельный морской радиотехнический отряд) и входившего в его состав 169 ОДК (отдельный дивизион кораблей) и стала первым в истории ВМФ СССР оперативно-тактическим соединением разведывательных кораблей.

Первый командир бригады капитан 1 ранга в отставке Дмитрий Лукаш: «Я пришёл, корабельной разведки ещё практически не было. При мне она только начиналась»

- Впервые было создано тактическое соединение в июле 1956 года. В его состав вошли две маленькие шхуны и два судна, одно из которых изначально было посыльным, второе - рыболовецким. Так появился дивизион посыльных кораблей. Затем, в 1957 году, после создания дивизиона, приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом, эти посыльные суда были переаттестованы в разведывательные корабли 4 ранга и 3 ранга. В августе 1959 года на кораблях был поднят Флаг гидрографической службы ВМФ СССР. С тех пор в распоряжение дивизиона стали регулярно поступать новые корабли.

<<< Первый командир бригады Лукаш Дмитрий Тимофеевич.

С 1964 года, с началом вьетнамской войны, наши корабли приступили к разведке. В августе месяце я получил задание: вместе с начальником радиоэлектронной разведки флота разработать предложение по созданию первого в ВМФ Советского Союза оперативно-тактического соединения разведывательных кораблей.

С чего начинать? В первую очередь встал вопрос базирования кораблей во Владивостоке. Причальная стенка была недостаточной длины, всего 110 метров. Затем нужно было создать береговую базу, чтобы корабли могли ремонтироваться, а личный состав - отдыхать. Помимо этого требовалось так же решить вопросы снабжения.

Бывший эскадренный миноносец ЦЛ-90, использовался в качестве штабного корабля.

В связи с тем, что кораблей собралось порядочно, встал вопрос размещения штаба. Я запросил выделить эскадренный миноносец с личным составом из 18 офицеров и 6 матросов. Бригада была сформирована 1 октября 1969 года.

Экс-командир МЗРК «Усач» капитан 1 ранга в отставке Владимир Дулебенец: «Американцы знали, кто стоит за нашей спиной»

- Американцы нам, разведчикам, особых проблем старались не чинить - знали, что за нашей спиной стоит вся мощь Советского Союза. Но случались и ночные обстрелы кораблей исподтишка, бывали и навалы, и другие угрозы. Так, однажды командир «Энтерпрайза» пригрозился, если мы будем мешать его манёврам, направить свой авианосец на наш корабль-разведчик и «размазать по морю этого ржавого рыбака»…

Справка: ААВ «Энтерпрайз» (CVN-65)
Класс и тип судна: авианосец
Введён в эксплуатацию: 25.11.1961 г.
Водоизмещение: 73,858 т, полное - 93.400 т
Длина 342 м, ширина 78,4 м, по ватерлинии - 40,5 м.

Авианосец «Энтерпрайз» мог только грозить советским морякам.

Однако, тяжело в то время приходилось не только людям, но и кораблям, которые работали на износ. Люди выдерживали, а материальная часть - не всегда. Коэффициент напряжённости доходил до 71 процента. Мне, в бытность командира на МРЗК «Усач», доводилось дважды в буквальном смысле пережить аварии главного двигателя: в Восточно-китайском море и у Японских берегов со стороны океана. И оба раза только благодаря грамотным действиям высококлассного экипажа устранялись поломки, выполнялись заводские работы в штормовом море и двигатель вводился в строй. Экипаж спасал корабль от катастрофы.

<<< Капитан 1 ранга в отставке Дулебенец Владимир Наумович, экс-командир МЗРК «Усач» 

На БРЗК «Забайкалье», который я принимал от завода, главный двигатель вышел из строя недалеко от острова Кваджалейн (остров в составе одноимённого атолла в цепи Ралик (Маршалловы Острова)). Командование приказало подготовить корабль к затоплению. Но экипаж (командир капитан 1 ранга Олег Кучин), благодаря высочайшей специальной выучке, сумел сохранить корабль, выполнить задачу и благополучно вернуться в родную базу.

Среди множества проведенных операций и выполненных боевых задач особенно запомнилась одна. В 1977 году экипажу МРЗК «Анероид» (командир корабля капитан 3 ранга В.К. Пивоваров) выловил в открытом море и поднял на борт торпеду Мк-37, которую американцы банально потеряли в ходе стрельб.

Справка: МРК «Анероид»
Малый разведывательный корабль «Анероид», построен в 1966 г. на Ярославском СРЗ как средний рыболовный траулер-морозильщик (СРТМ) проекта 502. Водоизмещение - 840 т, длинна 54,3 м, ширина 9,3 м, осадка - 3,6 м, одновинтовой.
26 марта 1966 г. на корабле был поднят военно-морской флаг, а 27 января 1967 г. корабль прибыл во Владивосток. В 1975-1980 гг. кораблём командовал старший лейтенант Пивоваров В.К. За время пребывания в составе соединения корабль совершил более 18 походов на боевую службу, три из них - в район боевых действий во Вьетнаме.

Поднятую на борт «Анероида» торпеду планировалось передать на мой корабль. От Кваджалейна на встречу с Пивоваровым я шёл уже двое суток, когда получил команду вернуться в свой район. Дело в том, что наше командование на угрозы американцев прореагировало приказанием командиру «Анероида»: «Вернуть торпеду». Командир выполнил распоряжение, но прежде чем выбросить торпеду за борт, выпотрошил из неё всю внутреннюю часть. В общем, американцам достался пустой корпус.

Командир «Анероида» старший лейтенант Валерий Пивоваров сидит на американской торпеде.

Ещё одна похожая ситуация произошла несколько лет спустя и была описана в книге Шерри Зонтаг и Кристофера Дрю «История подводного шпионажа против СССР»: 

«В 1980 году экипаж одного из траулеров, находившийся около острова Гуам, подошёл и захватил торпеду, выпущенную в учебных целях американской подлодкой. С этой торпедой траулер медленно пошёл обратно в Советский Союз. Американское командование было ошеломлено. Не знали, что делать в этом случае. После некоторого раздумья было принято решение показать военную силу, дабы другие советские суда не пытались в будущем повторить подобную дерзость.

В течение 12 часов две боевые группы авианосцев были высланы из Йокосуки и Филиппинских островов с задачей перехватить траулер. Через один или два дня траулер был окружён около острова Окинава. К тому времени ВМС США уже подключили к этому делу Госдепартамент, и началась интенсивная дипломатическая переписка. В конечном счёте капитан траулера, которого привели в смущение американские корабли, сбросил торпеду за борт. К торпеде была прикреплена записка на английском языке, краткая и по существу. Капитан сообщал, что торпеду просто прибило к борту его судна. Наблюдавшим за этим офицерам разведки казалось, что советский капитан как будто говорил: «Посмотрите, что я вытащил из морской пучины. Во всем мире это считается естественным и невинным занятием».

Матросы 38-й бригады.

Преемственность

В 1998 году, в 29-ю годовщину со дня создания, не стало некогда самой большой на флоте и самой плавающей бригады кораблей ОСНАЗ, совершившей свыше 620 боевых служб. Вместо неё в составе ТОФ остался отдельный дивизион разведывательных кораблей, сохранивший за собой исторический номер войсковой части. Так что и по сей день разведывательные корабли несут вахту в море и выполняют поставленные задачи. Как сейчас принято говорить - по предназначению.

Источник

Советские войска в Европе. Хватит врать!

История переписывается на наших глазах с ужасающей скоростью и, что важнее, циничностью. И мы ничего не можем с этим сделать; как ни крути, soft power, информация сегодня имеют огромное значение. Особенно пока воевать по-настоящему, с окопами и тяжелой артиллерией, нельзя. Так что, за искажение фактов европейцам рано или поздно придется расплатиться. И цена будет высока. Время все расставит по местам, вот увидите.

Немецкий Торгау, встреча американских и советских солдат.

Мы это к чему?

Нам очень понравилась недавняя идея – фейерверки, приуроченные к освобождению европейских столиц от немецко-фашистских захватчиков.

Коль скоро в самих столицах их не будет, в Москве они прогремят. В память о наших бойцах и благодарным европейцам на радость (верим, что их осталось немало).

Так что же на самом деле?

Потеряли миллион.

Коротко и ясно: в боях за страны Европы от Варшавы до Эльбы советские войска потеряли миллион солдат и офицеров. На дипломатическом фронте тоже хватало столкновений. Черчилль едва смирился с тем, что Сталин отказался дарить ему один из крымских дворцов, но уступать пришлось и в более серьезных вопросах.

«Должен сказать, что И. В. Сталин был крайне щепетилен в отношении малейших попыток делегаций США и Англии решать вопросы в ущерб Польше, Чехословакии, Венгрии и германскому народу. Особенно резкие разногласия у него были с У. Черчиллем, как в ходе заседаний, так и при взаимных посещениях».

 

Г. К. Жуков. «Воспоминания и размышления»

А вот что постановил ГКО в отношении Румынии; в Бухарест советские войска вошли 31 августа 1944 года:

«В занятых районах советов и органов советской власти не создавать, сохранить без изменения все существующие в этих районах румынские органы власти и существующую в Румынии систему экономического и политического устройства».

А также – не трогать церкви и верующих. Хотя о Румынии фронтовик Борис Слуцкий писал, как о стране сифилитиков. Советских солдат пугали и ужасали местные бордели. А еще – грязь.

13 апреля 1945 года освобождена Вена!

Маршал Толбухин своих солдат, вступивших в Болгарию, которая еще оставалась союзницей Гитлера, учил: к местным относиться только как к друзьям, ничего у них не отбирать! Русские приказов, естественно, слушались, и болгары повели себя как гостеприимные хозяева. Понравились советским парням строгие болгарские девушки – многие потом возвращались сюда за невестами.

«…- Если бы это было можно, я перецеловала бы всех солдат и офицеров Красной Армии за то, что они освободили мою Прагу, - под общий дружный и одобрительный смех сказала … работница пражского трамвая», – вот так вспоминал столицу Чехии фронтовик и писатель Борис Полевой.

Куда делись благодарные потомки освобожденных европейцев? Или тут же объявятся, как только опять враг окажется у порога?

Популярное в

))}
Loading...
наверх