Хулиганская выходка танкиста Кошечкина

 

Klim Podkova

Во время войны отдельные подвиги становились легендами, передавались из уст в уста. Одним из таких стал поход Кошечкина и его экипажа в тыл к немцам на своем танке, замаскированным под немецкий.

Канадский танк Валлентайн VII

 Это случилось под Курском перед знаменитой битвой. В часть по ленд-лизу поступили канадские легкие танки Валлентайн VII. Молодые танкисты, ознакомившись с ним, пораженные комфортом, вылезали на броню с горящими глазами: «Ресторан да и только!»

А опытные бойцы, привыкшие к 76-мм орудиям, которыми были вооружены Т-34, с отвращением смотрели на 57 мм пушечку канадца и плевались: «Нам на нем воевать, а не на танцульки ездить!

Дрянь машина». 

22-летний командир взвода мл. лейтенант Борис Кошечкин, осматривая танк, на котором предстояло воевать ему и его экипажу, тем не менее сказал: «Ничего, ребята, мы и на этом недоразумении немцам жару зададим. Как насчет того, чтобы к немцам в гости сходить?»
Механик-водитель Павел Терентьев и заряжающий Михаил Митягин переглянулись: что еще придумал их командир?

Хулиганская идея

- Он же точь в  точь как немецкий Т-3 (Panzer III – авт.), сам черт не отличит, - убеждал товарищей Кошечкин, немцы нас точно за своих примут.
- Ну не совсем уж точь в точь, - покачал головой механик.
- Кресты на нем нарисуем, немецкие комбинезоны наденем. Если что, переговоры с немцами я беру на себя, отбрешусь, скажу  что новая модификация.

В способности командира «отбрехаться» никто из экипажа не сомневался: Борис не только не лез за словом в карман, но выросший в Поволжье среди потомков германских переселенцев, бегло говорил по-немецки.
- Ну как? Сходим в гости к фрицам? Что скажете?
- По шее от начальства получим.
- Эх, где наша не пропадала!

Прогулка в тыл противника

Выбрав наиболее подходящее место и время, 7 марта 1944 года Кошечкин с товарищами скрытно пересекли линию фронта и отправились на «прогулку».  Попав в расположение противника, они первым делом «случайно» зацепили и повредили два орудия. Негодующим артиллеристам Кошечкин проорал, что те дескать сами виноваты: поставили свои пушки на дороге, проехать нельзя!

Танк отправился дальше, высунувшийся наполовину из башни Кошечкин смотрел вокруг как настоящий фриц.

Борис нырнул в танк:
- Паша, стой. Видишь справа большую машину? Как пить дать штабная. Значит, подъезжаем к ней, Миша  – он повернулся к заряжающему, - вылезаешь и спокойно цепляешь ее. Я на броне, если что. Паша, двигатель не глушишь, и как я дам сигнал, осторожно трогаешься на первой передаче. Главное – не паниковать. Все понятно? Ну, тогда с Богом.

Кража штабного автомобиля

Немцы даже не обратили внимания, когда один из танкистов вылез из машины и зацепил тросом их штабной автомобиль. Кошечкин в это время сидел на башне, уплетал бутерброд и перекидывался с проходящими мимо гитлеровцами ничего не значащими фразами.

Он наклонился к открытому люку и в полголоса произнес:
- Паша, давай.
Танк дернулся и направился в сторону передовой. И только тут немцы начали подозревать, что происходит что-то не то.  Забегали артиллеристы, разворачивая 88-мм зенитную пушку.
- Паша! Жми! – закричал Кошечкин, вцепившийся в броню.
Танк взревел.
Выпущенный вслед снаряд пробил башню насквозь. У находившегося снаружи Кошечкина пошла кровь из носа и ушей.
- Если бы я успел залезть в танк – был бы мне конец, - рассказывал впоследствии Борис Кузьмич. Легкое осколочное ранение в плечо получил механик.

Машина оказалась действительно штабной и в ней были найдены важные документы. Вместо нагоняя от начальства участники хулиганской выходки получили награды, младший лейтенант Кошечкин – орден Красной звезды.

Настоящий Герой

Борис Кузьмич не сгорел в пламени войны, впоследствии продолжил службу в Вооруженных Силах СССР и на момент написания статьи 95-летний генерал-майор Кошечкин был жив.

Кроме многочисленных юбилейных наград его грудь украшают два ордена Красной Звезды, медали «За Боевые заслуги», «За победу над Германией»,  американский Крест «За выдающиеся заслуги» и Золотая звезда Героя Советского Союза, полученная им в мае 1944 года.
Настоящий Герой.

Klim Podkova специально для сайта https://tehnowar.ru

Источник ➝

Когда через 68 лет танк извлекли из болота, в его баках еще плескалось горючее, а в башне нашли трофейный немецкий шоколад

Этот танк был поднят из болота в районе деревни Шибеки, Оршанского района. БТ-7 затонул в июле 1941 года во время Лепельского контрудара.

Контрудар наносился двумя мехкорпусами Западного фронта, которым в то время командовал маршал Тимошенко. На него советское командование возлагало большие надежды, но, увы, он закончился неудачей.

Во время отступления, неподалеку от деревни Шибеки, танк, предположительно, принадлежавший 17 тд 5 мк, провалился в болото. Экипаж успел покинуть машину, после чего она затонула.

В болоте БТ-7 находился вплоть до 1998 года.

После войны местонахождение танка не было секретом для многих жителей окрестностей, так как из воды виднелась поручневая антенна, указывающая на принадлежность БТ к классу командирских машин. Потом кто-то из предприимчивых жителей эту антенну снял.

В 70-х годах прошлого столетия танк попытались вытянуть из болота, но попытка закончилась неудачей и привела лишь к тому, что машина затонула полностью.

Вторую попытку извлечь танк из болота поисковики Белоруссии предприняли в ноябре 1998 года. Для проведения подобных работ в республике к тому времени был создан клуб «Поиск».

Президент Белоруссии издал распоряжение, согласно которому организации должны были оказывать клубу всяческое содействие.

Для проведения операции по подъему танка, группу обеспечили экскаватором, мощным тягачом БАТ-М, автомобилем ГАЗ-66, мотопомпой.

БАТ-М

БАТ-М

Подъем БТ-7 был связан с большими трудностями.

Одиннадцать дней длилась подготовка танка к подъему, но первая попытка завершилась неудачей, и БТ еще больше погрузился в болото.

46(!) дней готовились ко второй попытке, и она завершилось победой!

Спустя 68 лет машину вырвали из плена болотистой топи! После подъема выяснили, что поднятый танк - это БТ-7 выпуска 1935 года.

Больше всего поисковиков поразила идеальная сохранность машины. Казалось, что танк затонул буквально несколько дней назад!

Максим Коломиец, автор множества книги о танка с руководителем реставрационной группы «Эхо войн» Игорем Матюком (на фото справа) у танка БТ-7

Максим Коломиец, автор множества книги о танка с руководителем реставрационной группы «Эхо войн» Игорем Матюком (на фото справа) у танка БТ-7

Когда машину отмыли, выяснилось, что она полностью укомплектована. Инструменты, боеприпасы, болты-гайки, все оказалось на своих местах в полной сохранности. В топливных баках имелся бензин. Лишь радиостанция была повреждена, как объясняется, вытекшей из аккумуляторов кислотой.

В башне была найдена забытая пилотка, рулон изоленты и трофейный немецкий шоколад.

Во время восстановительных работ, по приборной доске установили, что пробег танка составляет всего 760 километров. На броне имелись следы обстрела, предположительно, с самолета.

В настоящее время БТ-7 поставлен на ход, снимается в фильмах, участвует в парадах и реконструкциях. Восстановленная машина способна передвигаться как на гусеницах, так и на катках.

На подготовке к Параду Победы в Минске

На подготовке к Параду Победы в Минске

Первоначально на танк был установлен родной двигатель М-17.

Он оказался очень пожароопасным. Байки о том, что во время запуска двигателя БТ один из танкистов должен был стоять наготове с огнетушителем, уже не казались байками. Поэтому огнетушитель реставраторы всегда держали под рукой.

Кстати, в фильме «Поп», где снимался этот танк, вы можете увидеть длинный язык пламени из выхлопной трубы, который был характерен для работы этого двигателя.

Кадры из кинофильма "Поп"

В итоге, в 2004 году, в целях безопасности, двигатель М-17 заменили двигателем танка ПТ-76, поэтому в фильме «Поп» язык пламени из выхлопной трубы не более чем бутафория.

Машина очень редкая и едва ли не единственная в своем роде. Сейчас известно о пяти сохранившихся экземплярах БТ-7, четыре из которых находятся в России.

Знаменитый Терминатор, Арнольд Шварцнеггер, большой любитель боевых машин прошлого, горел желанием пополнить свою коллекцию этим танком.

Но в Минске ему вежливо отказали, объяснив, что БТ-7 в историческом плане бесценен.

В настоящее время постоянным местом прописки этой легендарной машины является адрес: Белоруссия. Историко-культурный комплекс "Линия Сталин.

Популярное в

))}
Loading...
наверх