Василий Сталин: сколько он сбил самолетов люфтваффе

Как известно, дети ряда руководителей Советского Союза принимали активное участие в Великой Отечественной войне. Сын Никиты Хрущева, Леонид, погиб в воздушном бою в 1943 году. У Анастаса Микояна из трех сыновей-летчиков один был убит, двое вернулись с тяжелыми ранениями. Посчастливилось выжить и сыну Николая Булганина, Льву, воевавшему в небе сй декабря 1941 года. Приемный сын Иосифа Сталина, Артем Сергеев, проделал на фронте необычайно извилистый путь. Бежал из немецкого плена, партизанил, получил множество ранений, долго лечился.

Родному отпрыску вождя народов повезло меньше. Через неделю после прибытия в армию на должность командира артиллерийской батареи 34-летний Яков Джугашвили попал в плен. Считается, что он мужественно вел себя в концлагере, неоднократно отклонял предложения немцев о сотрудничестве и героически погиб.

Воевал и младший, любимый сын председателя Совнаркома – Василий, которому в момент нападения нацистской Германии на СССР было 20 лет. Как и дети некоторых других сталинских соратников, он окончил Качинскую военную авиационную школу. Преподаватели вспоминали: теорию Василий не любил, зато за штурвалом проявлял себя толковым летчиком.

Перед самой войной Сталин-младший выучился на командирских курсах повышения квалификации. Уже летом 1941-го сын просил отца об отправке на фронт. Родитель долго колебался, очевидно, не желая для младшего участи старшего. Василий сильно тяготился положением «тыловой крысы». Решительный характер буквально тащил его в самое пекло. Такая возможность представилась лишь в июле 1942 года, когда уровень угрозы Советскому Союзу миновал свой пик и постепенно шел на убыль.

Первое назначение Василия Сталина – командир 1-й особой авиагруппы 8-й воздушной армии Сталинградского фронта. Его начальником стал генерал-майор авиации Тимофей Хрюкин, который, естественно, понимал всю степень ответственности. Вторую трагедию в семье руководитель государства, надо полагать, просто не перенес бы.

По мере продвижения по служебному пути полковник Сталин занимал все более высокие командирские должности. Военные заслуги Сталина-младшего оцениваются исследователями совершенно по-разному. Одни считают Василия талантливым руководителем, весьма популярным у личного состава. Другие утверждают, что летчик не обладал способностями командира, подкрепляя свои слова инцидентом из мая 1943 года, когда Сталин был снят с должности комполка по приказу собственного отца за «разгул и пьянство».

В его характеристике указывалось: "Горяч и вспыльчив, допускает несдержанность: имели место случаи рукоприкладства к подчиненным. Состояние здоровья слабое, особенно нервной системы, крайне раздражителен».

За время войны Василий Сталин 26 раз поднимался в небо на боевые задания и лично уничтожил, по разным источникам, от двух до пяти самолетов люфтваффе. В должности командира 286-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта сын главнокомандующего брал Берлин. Помимо критики, история сохранила и положительные оценки деятельности сына главы правительства. В наградном листе от 11 мая 1945 года указывалось:

«За период проведения Берлинской наступательной операции частями дивизии под непосредственным руководством гвардии полковника Сталина проведено 949 боевых вылетов. Проведено 15 воздушных боев, в ходе которых сбито 17 самолетов противника, причем в первый же день операции — 11, потерян лишь один экипаж».

В октябре 2018 года Министерство обороны России рассекретило и предало огласке некоторые архивные документы финансовой службы. В числе прочих материалов была опубликована раздаточная ведомость 18-го гвардейского истребительного авиаполка за январь 1943 года, в которой под первым номером фигурировал полковник Сталин. За службу в указанном месяце он получил в качестве основного оклада и надбавки за выслугу лет 5095 рублей 84 копейки.

Участникам налетов на столицу Третьего рейха в августе и сентябре 1941 года в соответствии со сталинским приказом «О поощрении участников бомбардировки Берлина» выписывались гонорары в размере 2000 рублей. Это была весьма приличная сумма. Работа простых красноармейцев оплачивалась заметно скромнее. Так, за подбитый или подожженный танк командиру орудия и наводчику начислялось по 500 рублей, а рядовым бойцам – лишь по 200.

Для сравнения, рабочие на военных заводах получали по 600-700 рублей, задействованные в других отраслях и на вспомогательных производствах – 300-600. Жалование доктора в госпитале, в зависимости от должности, составляло 600-800 рублей. Школьный учитель приносил домой 340 рублей, строитель – 300. Машинистка в учреждении получала 200-250, уборщица – 160. Часть заработка приходилось перечислять в счет обязательных и добровольно-принудительных платежей.

С августа 1941 года в СССР наметился устойчивый рост цен, в том числе на продукты и предметы первой необходимости. В октябре во многих регионах были введены карточки. Своего максимума цены военного времени достигли в мае 1943 года, когда, например, в тыловой Челябинской области за килограмм свинины на рынке требовали 400 рублей, за 1 кг муки – 230 руб, картошка шла по 76 рублей.

Стоимость военной техники с течением войны, напротив, заметно снижались. Бомбардировщик Ил-4 за три года подешевел более чем в два раза – с 800 тысяч рублей в 1941-м до 380-ти в 1944-м. Цена танка Т-34, изначально обходившегося в 269,5 тыс. руб, упала до 135 тыс. в 1943 году.

Кроме того, Минобороны предоставило сведения о том, сколько потратил Советский Союз в период Великой Отечественной. По сведениям из архивов, в 1941 году советское правительство выделило на оборонительные нужды 83 млрд рублей из общего бюджета в 191 млрд. В 1945-м расходы возросли до 128 млрд руб.

Источник ➝

Победный таран капитана Матвеева. Как элиту люфтваффе спустили на землю

В Музее Победы хранятся личные фотографии комэска Владимира Матвеева. А посвященные ему стихи раньше знали наизусть многие ленинградцы.

В боях под Ленинградом части вермахта поддерживали с воздуха 760 самолетов 1-го воздушного флота Германии и 307 финских машин. Соотношение сил было примерно 2 к 1 в пользу гитлеровцев, вспоминал маршал Александр Новиков, в Великую Отечественную командовавший авиацией Ленфронта.

Пилоты элитного подразделения люфтваффе – эскадры Grunherz были мастерами воздушного боя и славились тем, что понесли наименьшие потери в сражениях в Испании, Франции, битве за Британию.

Однако над Ленинградом уже к 22 июля 37 из 112 летчиков эскадры погибли или пропали без вести. Многих немецких асов советские летчики «ссаживали» с небес, применяя оружие последнего шанса – таран. За сорок первых дней обороны Ленинграда защитники неба над ним совершили 20 таких ударов.

После боя, закончившегося тараном, за семь месяцев 1941 года капитан Матвеев сбил еще 13 самолетов

«Вернулся я в штаб на Дворцовую площадь поздно и сразу же потребовал боевую сводку дня. Ничего утешительного в ней не было. Правда, под Лугой противник безуспешно пытался занять предполье, но на новгородском направлении соединения 56-го моторизованного корпуса теснили нас на Сольцы. Наша авиация, пользуясь улучшением погоды, все светлое время висела над войсками гитлеровцев, нанося по ним бомбовые и штурмовые удары. По предварительным данным, советские летчики только на лужском направлении уничтожили за двое суток – 11 и 12 июля – 60 танков и около 100 автомашин с мотопехотой врага. Отдельно от сводки лежала телефонограмма. «Опять потери!» – с горечью подумал я. Но на этот раз ошибся. В телефонограмме сообщалось о подвигах двух летчиков-истребителей: командира эскадрильи 154-го иап коммуниста Матвеева и командира звена 19-го иап кандидата в члены партии Антонова. Оба сбили вражеские самолеты тараном», – вспоминал маршал Новиков.

Капитан Матвеев в небе Северной Пальмиры новичком не был. В советско-финскую войну получил самую уважаемую солдатскую медаль – «За отвагу». С первых дней Великой Отечественной на фронте. 7 июля 1941 года командир эскадрильи 154-го истребительного полка Северного флота в «собачьей свалке» – воздушном бое, когда рубились не на жизнь, а на смерть несколько десятков машин, израсходовав весь боезапас своего МиГ-3, таранил Ме-109 – концом плоскости срезал хвостовое оперение фашистского истребителя. Вражеский самолет упал у деревни Малютино, советский ас сумел дотянуть до своего аэродрома и благополучно приземлиться.

Звание Героя Советского Союза присвоено Матвееву 22 июля 1941 года. Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» в Смольном ему вручал член Военного совета фронта корпусной комиссар Николай Климентьев. Поэт Александр Прокофьев написал о подвиге Матвеева:

Все мы, все мы нынче ленинградцы,

Как и ты, товарищ капитан,

Враз решивший:

– Драться, так уж драться.

Кончились патроны – на таран!

Капитан Матвеев получил новое назначение – командовать 158-м иап 39-й иад ВВС Северного фронта. С конца декабря 1941 года полк перебазировался на полевой аэродром Подборовье и приступил к сопровождению транспортных самолетов в блокадный Ленинград. Когда в полную силу заработала ледовая дорога через Ладогу, полк прикрывал войска 54-й армии, обеспечивал охрану путей и моста через реку Волхов. За семь месяцев капитан Матвеев сбил 13 вражеских самолетов. Летчики авиаполка, которым он командовал, уничтожили за это время 69 немецких асов.

Погиб 1 января 1942 года над Ладогой, прикрывая Дорогу жизни. Но и в последней своей схватке советский ас сумел сбить вражеский Ме-109. Похоронили героя в родном Ленинграде, на Северном кладбище.

Сын летчика Владимир Владимирович Матвеев служил в Пограничных войсках СССР, уволился в запас в звании полковника. В его семье чтут память о знаменитом дедушке – с любовью оформили альбом с документами и фотографиями военной поры, пять снимков Владимира Ивановича передали в Музей Победы.

Наталья Катрич,
ведущий специалист по связям с общественностью Музея Победы

Популярное в

))}
Loading...
наверх